Так было и с памятником в деревне Слобода МО Перцевское, пока нашу землю не посетил Алексей Петрович Линник, заслуженный художник России, член Союза художников Санкт-Петербурга, спроектировавший мемориал. Корреспонденту «СП» в буквальном смысле слова посчастливилось встретиться с ним и узнать интересные подробности о его творении, аналогов которому нет нигде.
- Я очень люблю Вологодскую область: это уникальный край! Население не самое большое среди других регионов, а героями могут обеспечить всю страну. Народ здесь живет мужественный и чистосердечный, - делится с нами Алексей Петрович.
Сам художник родился в 1937 году и вырос на Донбассе в семье шахтеров. Пережил голодные времена коллективизации, немецкую оккупацию. Тяга к искусству проявилась еще в детстве: со школы увлекался рисованием, что в дальнейшем и определило его судьбу. После службы в армии Алексей Петрович окончил изостудию, затем художественное училище и институт им. Репина в Ленинграде. Любопытно, что свою дипломную работу - картину «На перевозе» он писал в Вологде, где жил его однокурсник. Уж больно ему приглянулся наш Север! По словам Алексея Петровича, здесь краски не выгорают и сохраняются очень долго, не как на юге. В Грязовце художник оказался случайно: его подкупил наш архитектурный ансамбль. На его взгляд, здесь все как-то по-купечески.
Оказавшись у памятника в Слободе, Алексей Петрович с особым трепетом осматривал свое детище и вспоминал, с чего все начиналось…
- Сколько же времени прошло! Ух, какие березы здесь выросли! Раньше здесь ничего не было, кругом все просматривалось… Сегодня мы даже пролетели мимо, когда проезжали, а потом нам подсказали, и мы вернулись.
Мысль о создании памятника родилась пос-ле того, как в руках оказались материалы о количестве погибших. Алексей Петрович был поражен цифрами: огромное количество сельчан ушли на фронт и не вернулись… «Погибшие были моряками, летчиками, пехотинцами… Исходя из этих данных, я взял три рода войск. Пехота – царица полей, моряки-штурмовики, летчики–лихие ребята. Я его проектировал так, чтобы знамя было видно, а в складках поставил героев - трехметровые фигуры», - рассказывает архитектор.
Инициатива по созданию мемориала принадлежала бывшему председателю колхоза П.М. Подгорнову, который лично занимался вопросами столь важной стройки. На общем собрании членов колхоза «Заря» 30 июня 1982 года было принято решение выделить средства на строительство мемориала и провести два субботника. В этом же году и произошла закладка памятника павшим землякам.
Интересно, что прообразами героев художнику послужили местные ребята. Например, солдат, что стоит справа, родом из Карпат, был женат на местной девчонке. «Мне понравилось его мужественное лицо. Он – образ отважных наших моряков, которые шли, снимали бушлат и кидали его на проволоку, перекатывались по нему и гранатами забрасывали амбразуры», - рассказывает Алексей Петрович.
Все скульптуры выполнены из арматурного каркаса и гипсобетонной конструкции, общая высота памятника составила семь метров. Работа была завершена всего за один сезон: приходилось спать лишь по три часа в сутки.
К сожалению, на торжественное открытие, состоявшееся в 1985 году в канун 40-летия Великой Победы, Алексею Петровичу Линнику приехать не удалось, не было такой возможности. На Вологодской земле, кроме памятника в Грязовце, архитектор сделал памятник Первым комсомольцам в Бабаеве, монумент в Чагоде, комплекс в честь героев Великой Отечественной войны в пос. им. Бабушкина.
P. S. Во время нашей беседы Алексей Петрович внимательно осматривал своё творение и подмечал, что необходимо сделать. Признаюсь, замечаний было немало. Подрезать ветки деревьев, убрать колдобины около монумента… Но больше всего архитектору не понравились ярко-красные звездочка и орден на груди солдата. «Любят вологодские ярче делать. Ну, зачем это?» - отметил он.
О. ХАРЧЕВНИКОВА