Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Культура и искусство В компании заключенных и чекистов
Просмотров: 404, комментариев: 0

В компании заключенных и чекистов

Материал в номере от 08.09.2018

Журналист «СП» побывала на съемках фильма «Обитель» и попробовала себя в роли актера массовых сцен

Съемки эпизодов фильма «Обитель» по одноименному роману Захара Прилепина проходят на территории Кирилло-Белозерского монастыря. По сюжету действие фильма происходит в 20-е годы прошлого века на Соловках в лагере особого назначения СЛОН для политических заключенных.


Роман «Обитель» (16+) увидел свет в 2014 году и тогда же был удостоен национальной премии «Большая книга». Он рассказывает о жизни в Соловецком лагере особого назначения в 1920-е годы. В то время в лагерях собирался цвет русской интеллигенции: художники, старшие офицеры, музыканты, священники.


Все случилось внезапно. Просматривая новости для газеты, я увидела пост нашего земляка Виталия Морозова о съемках фильма в Кирилловском районе. Молодой человек уже имел опыт участия в массовках: пару лет назад житель д. Хорошево снимался в фильме Николая Досталя «Монах и бес» (12+).
Мир кино всегда интересен читателю, поэтому упускать возможность пообщаться с Виталием я не стала. Так, слово за слово, мне предложили самой принять участие в съемках и увидеть весь этот процесс изнутри.

Маникюр - долой, модные прически - под косынку

Автобус с массовкой отправлялся из Вологды ранним утром. Наш рабочий день, как и у всей съемочной группы, начался в 7 часов утра. Сотня человек, 13 из которых девушки, толпились у костюмерной. Наконец дошла очередь и до меня.
Небольшое помещение в здании монастыря доверху заполнено вешалками и ящиками с различной одеждой невзрачных тонов - одним словом «50 оттенков серого». Жуткое время политических репрессий, сконцентрированное на паре квадратных метров…
Костюмер выдает мою «амуницию»: черную прямую юбку из толстой шерстяной ткани, серый пиджачок, растоптанные ботинки и толстые вязаные колготки.
- У меня колготки спадают, как бы не потерять! - переживаю я.
- Ничего, поддёрнешь! - без единой эмоции отвечает строгая женщина.
- Платок нужен? - встревает ее напарница.
- Под платок - крашеные волосы и модные стрижки. Этой косу заплетут, - поясняет костюмер.
Выхожу на улицу и вижу: вокруг уставшие люди в потрепанной, грязной одежде - зеки, холеные чекисты, подтянутые красногвардейцы и смиренные монахи. Все они - обитатели СЛОНа. Я, кстати, тоже - зечка.
Дальше, как по конвейеру, попадаю в гримерную, где дорабатывается образ: на руки наносится имитация грязи с помощью специального баллончика, вся косметика удаляется, темные от природы брови и ресницы маскируются. Не считаются и с маникюром, запрещен даже бесцветный лак. Кольца, сережки, цепочки нужно снять.
Мои волосы также не были одобрены, их на скорую руку заплели в две косы и забрали в пучок. Ни о какой красоте и речи не идет, да и откуда ей взяться в лагере, в котором ежедневно умирали от туберкулеза, недоедания и тяжелых работ.
И преображение мужчин происходило по-разному и как-то нелогично - бородатых впопыхах брили, выбритым приклеивали бороды… Впрочем, профессионалам виднее.

Свет! Камера! Мотор!

Отмечу одно: быть журналистом, на мой взгляд, лучше. Может быть, когда ты уже известный актёр, всё проще. Кто знает? Но когда ты снимаешься в эпизоде или массовке, ожидание съёмочного процесса - утомительное занятие. За рабочий день, который длился ровно 12 часов, мне удалось поучаствовать в съёмках двух эпизодов. Девушкам массовки нужно было пройти строем до ворот женского корпуса, а потом прокричать несколько слов на общем построении. Но, оказалось все не так просто - эти самые элементарные действия нас заставляли делать часами! Хорошо еще с погодой повезло, но ведь может быть и минус 20! К сожалению, массовку никто не жалеет - в любую погоду заставляют сыграть свою роль.
Сам процесс и подготовка к нему впечатлили. Кропотливая установка света, звука, внимание к каждой детали. Так, «отряд зечек» помощник режиссера встретил словами: «Девушки, а вы чего это веселые? Вы в лагерь смерти попали! Просто идите и бойтесь».
Не успели как следует испугаться, как к нам подбежал гример:
- Почему платок на плечах, словно ты на праздник пошла. Ну-ка скомкай его быстро. А у тебя волосы уложены?! Ты с тяжелых работ возвращаешься. Вот как надо! - уверяет наставник и неожиданно сам наводит беспорядок на голове новоиспеченной актрисы.
Удивительно, ведь в итоговом кадре на экран попадет в лучшем случае кусочек женского платка вдалеке, но все равно учитывается каждая мелочь.
Наконец, команда: «Мотор!» … И сразу же: «Стоп!» Вдалеке слышен стук реставрационных работ, а во время съемки требуется тишина. Ещё пара дублей - операторы ищут лучший ракурс.
Люди в массовке с нескрываемым интересом смотрят на актеров и слушают режиссера, отдающего команды. Вот актер прошел пять шагов, а впереди него несется человек шесть-семь - специалисты по свету, звуку, помощники, гримеры… Суета, которая обывателю, то есть мне, так и осталась непонятной.

Минимум декораций, максимум звезд

Декорации в съемках почти не использовались. Стены самого монастыря отлично вписались в сюжет и были дополнены различными вывесками - «Розмаг», «Театр», «Почта», а также плакатами с характерными для того времени лозунгами. Колоритный по внешнему виду розничный магазин, как оказалось позже, был обычным общественным туалетом, предназначенным для посетителей музея. Снаружи он замаскирован досками и витринами с разнообразным товаром - баранками, печеньем, пачками чая, консервами. У «торговой лавки» часто фотографировались, и я в том числе.
В сцене общего построения по сюжету осень - начало октября, поэтому желтые листья свозились сюда тележками и небрежно раскидывались по площадке. Клумбы с цветами и бетонные колодцы тщательно прикрылись травой.
Как только съемки закончились, массовка пошла переодеваться. Признаюсь, что я с большим удовольствием сняла с себя сценический костюм и залезла в привычные джинсы и свитер.
Съемочная площадка опустела, весь народ сосредоточился у автомобильных вагончиков, в которые тщательно укладывали все оборудование и технику. Здесь же можно было встретить и актеров. Несмотря на усталость они фотографировались со всеми желающими и даже отвечали на некоторые вопросы. Мне, например, удалось сфотографироваться с Владимиром Стекловым. Сергея Безрукова в этот день уже не было, он продолжит съемки чуть позже. Кроме того, в фильме есть выдающиеся роли для Константина Хабенского, Виктора Ракова и Евгения Ткачука.
Р.S. Почувствовать себя полноценными актерами нам так и не удалось, а вот за ожидания и муки съёмок заплатили. На чашку кофе с пирожным в недорогой кофейне вполне хватило, и даже сдача осталась. Хотя могу точно сказать, что многие шли в кино по идейным соображениям. Кто-то - с целью увидеть съемочный процесс, кому-то хотелось перевоплощения, кому-то понравился сюжет фильма, а кто-то оказался здесь просто за компанию. В любом случае, каждый получил то, за чем приехал.

Анна Тарасенко


Комментарии
Для комментирования необходимо авторизоваться.


опрос

27 сентября отмечается Всемирный день моря. На побережье каких морей Вам удалось побывать?
Все опросы

Анонс номера

Реклама

Стройклимат
АУ услуги
Памятники
Займы
СП приобрести газету
Работа
ПФР
ФСКН
ФНС