Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Культура и искусство В компании заключенных и чекистов
Просмотров: 2123, комментариев: 0

В компании заключенных и чекистов

Материал в номере от 08.09.2018

Журналист «СП» побывала на съемках фильма «Обитель» и попробовала себя в роли актера массовых сцен

Съемки эпизодов фильма «Обитель» по одноименному роману Захара Прилепина проходят на территории Кирилло-Белозерского монастыря. По сюжету действие фильма происходит в 20-е годы прошлого века на Соловках в лагере особого назначения СЛОН для политических заключенных.


Роман «Обитель» (16+) увидел свет в 2014 году и тогда же был удостоен национальной премии «Большая книга». Он рассказывает о жизни в Соловецком лагере особого назначения в 1920-е годы. В то время в лагерях собирался цвет русской интеллигенции: художники, старшие офицеры, музыканты, священники.


Все случилось внезапно. Просматривая новости для газеты, я увидела пост нашего земляка Виталия Морозова о съемках фильма в Кирилловском районе. Молодой человек уже имел опыт участия в массовках: пару лет назад житель д. Хорошево снимался в фильме Николая Досталя «Монах и бес» (12+).
Мир кино всегда интересен читателю, поэтому упускать возможность пообщаться с Виталием я не стала. Так, слово за слово, мне предложили самой принять участие в съемках и увидеть весь этот процесс изнутри.

Маникюр - долой, модные прически - под косынку

Автобус с массовкой отправлялся из Вологды ранним утром. Наш рабочий день, как и у всей съемочной группы, начался в 7 часов утра. Сотня человек, 13 из которых девушки, толпились у костюмерной. Наконец дошла очередь и до меня.
Небольшое помещение в здании монастыря доверху заполнено вешалками и ящиками с различной одеждой невзрачных тонов - одним словом «50 оттенков серого». Жуткое время политических репрессий, сконцентрированное на паре квадратных метров…
Костюмер выдает мою «амуницию»: черную прямую юбку из толстой шерстяной ткани, серый пиджачок, растоптанные ботинки и толстые вязаные колготки.
- У меня колготки спадают, как бы не потерять! - переживаю я.
- Ничего, поддёрнешь! - без единой эмоции отвечает строгая женщина.
- Платок нужен? - встревает ее напарница.
- Под платок - крашеные волосы и модные стрижки. Этой косу заплетут, - поясняет костюмер.
Выхожу на улицу и вижу: вокруг уставшие люди в потрепанной, грязной одежде - зеки, холеные чекисты, подтянутые красногвардейцы и смиренные монахи. Все они - обитатели СЛОНа. Я, кстати, тоже - зечка.
Дальше, как по конвейеру, попадаю в гримерную, где дорабатывается образ: на руки наносится имитация грязи с помощью специального баллончика, вся косметика удаляется, темные от природы брови и ресницы маскируются. Не считаются и с маникюром, запрещен даже бесцветный лак. Кольца, сережки, цепочки нужно снять.
Мои волосы также не были одобрены, их на скорую руку заплели в две косы и забрали в пучок. Ни о какой красоте и речи не идет, да и откуда ей взяться в лагере, в котором ежедневно умирали от туберкулеза, недоедания и тяжелых работ.
И преображение мужчин происходило по-разному и как-то нелогично - бородатых впопыхах брили, выбритым приклеивали бороды… Впрочем, профессионалам виднее.

Свет! Камера! Мотор!

Отмечу одно: быть журналистом, на мой взгляд, лучше. Может быть, когда ты уже известный актёр, всё проще. Кто знает? Но когда ты снимаешься в эпизоде или массовке, ожидание съёмочного процесса - утомительное занятие. За рабочий день, который длился ровно 12 часов, мне удалось поучаствовать в съёмках двух эпизодов. Девушкам массовки нужно было пройти строем до ворот женского корпуса, а потом прокричать несколько слов на общем построении. Но, оказалось все не так просто - эти самые элементарные действия нас заставляли делать часами! Хорошо еще с погодой повезло, но ведь может быть и минус 20! К сожалению, массовку никто не жалеет - в любую погоду заставляют сыграть свою роль.
Сам процесс и подготовка к нему впечатлили. Кропотливая установка света, звука, внимание к каждой детали. Так, «отряд зечек» помощник режиссера встретил словами: «Девушки, а вы чего это веселые? Вы в лагерь смерти попали! Просто идите и бойтесь».
Не успели как следует испугаться, как к нам подбежал гример:
- Почему платок на плечах, словно ты на праздник пошла. Ну-ка скомкай его быстро. А у тебя волосы уложены?! Ты с тяжелых работ возвращаешься. Вот как надо! - уверяет наставник и неожиданно сам наводит беспорядок на голове новоиспеченной актрисы.
Удивительно, ведь в итоговом кадре на экран попадет в лучшем случае кусочек женского платка вдалеке, но все равно учитывается каждая мелочь.
Наконец, команда: «Мотор!» … И сразу же: «Стоп!» Вдалеке слышен стук реставрационных работ, а во время съемки требуется тишина. Ещё пара дублей - операторы ищут лучший ракурс.
Люди в массовке с нескрываемым интересом смотрят на актеров и слушают режиссера, отдающего команды. Вот актер прошел пять шагов, а впереди него несется человек шесть-семь - специалисты по свету, звуку, помощники, гримеры… Суета, которая обывателю, то есть мне, так и осталась непонятной.

Минимум декораций, максимум звезд

Декорации в съемках почти не использовались. Стены самого монастыря отлично вписались в сюжет и были дополнены различными вывесками - «Розмаг», «Театр», «Почта», а также плакатами с характерными для того времени лозунгами. Колоритный по внешнему виду розничный магазин, как оказалось позже, был обычным общественным туалетом, предназначенным для посетителей музея. Снаружи он замаскирован досками и витринами с разнообразным товаром - баранками, печеньем, пачками чая, консервами. У «торговой лавки» часто фотографировались, и я в том числе.
В сцене общего построения по сюжету осень - начало октября, поэтому желтые листья свозились сюда тележками и небрежно раскидывались по площадке. Клумбы с цветами и бетонные колодцы тщательно прикрылись травой.
Как только съемки закончились, массовка пошла переодеваться. Признаюсь, что я с большим удовольствием сняла с себя сценический костюм и залезла в привычные джинсы и свитер.
Съемочная площадка опустела, весь народ сосредоточился у автомобильных вагончиков, в которые тщательно укладывали все оборудование и технику. Здесь же можно было встретить и актеров. Несмотря на усталость они фотографировались со всеми желающими и даже отвечали на некоторые вопросы. Мне, например, удалось сфотографироваться с Владимиром Стекловым. Сергея Безрукова в этот день уже не было, он продолжит съемки чуть позже. Кроме того, в фильме есть выдающиеся роли для Константина Хабенского, Виктора Ракова и Евгения Ткачука.
Р.S. Почувствовать себя полноценными актерами нам так и не удалось, а вот за ожидания и муки съёмок заплатили. На чашку кофе с пирожным в недорогой кофейне вполне хватило, и даже сдача осталась. Хотя могу точно сказать, что многие шли в кино по идейным соображениям. Кто-то - с целью увидеть съемочный процесс, кому-то хотелось перевоплощения, кому-то понравился сюжет фильма, а кто-то оказался здесь просто за компанию. В любом случае, каждый получил то, за чем приехал.

Анна Тарасенко





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС