Так бывает, что пишешь об одном интересном человеке, а он дает тему для следующего материала. Именно так мы узнали о радиолюбителе Викторе Старцеве. После беседы с ним осталось впечатление, что радиоспорт - это необычный, интересный, захватывающий и очень интеллектуальный вид спорта.
Его увлечение началось в 12 лет. Пришли с друзьями на станцию юных техников. В то время там было очень много кружков: судомодельный, ракетомодельный, кружки по фото и картингу. В одном из кабинетов Виктор познакомился с Аркадием Евгеньевичем Смирновым, которого сейчас уже нет в живых.
- Вот он и стал моим тренером и первым учителем по радиоспорту. Он очень любил детей и умел заинтересовать. С ним мы изучали радиосхемы, азбуку Морзе, постепенно научились собирать детекторные приемники. Помню, был у нас старый широковещательный приемник «Казахстан». Советский Союз тогда не делал для радиолюбителей никакой аппаратуры, все было очень строго, и все выходы в эфир контролировались специальными службами. Поэтому приемники и антенны собирали и конструировали сами - паяли схемы, травили платы, сверлили, рисовали дорожки, подбирали детали. И когда ты своими руками сделал свой приемник и передатчик, протянул антенны, все настроил и вышел в радиоэфир – это, конечно, очень приятно. В радиоспорте обязательно знание математики, физики, химии, русского и английского языков. Постепенно мы набирались опыта, стали ездить в Вологду на соревнования по скоростной радиотелеграфии, совершенствовали английский язык, т. к. это международный язык для общения. Но в то время с капиталистическими странами нам общаться не разрешалось.
- Как бы вы кратко описали - кто такие радиолюбители?
- Это обычные люди, энтузиасты, которые имеют разрешение и позывной сигнал для выхода в эфир на выделенных Министерством связи радиочастотах, специальных для таких целей, и на этих частотах устанавливают связь с любым радиолюбителем мира. У каждого из нас есть свой позывной, по которому мы идентифицируемся. Первые буквы обозначают страну (в Америке это буквы А, K; в России - R,U). Мой позывной RA1QST расшифровывается так: RA – Россия, 1 – северо-западный регион, Q – Вологодская область, последние буквы - это набор символов для идентификации.
- Что нужно сделать, чтобы получить позывной?
- В советское время все было строго – сначала надо было стать радионаблюдателем, потом под наблюдением наставника проводить радиообмен. Мы ездили в радиоклуб, участвовали в соревнованиях на знание азбуки Морзе и сдавали экзамен. Даже и сейчас, чтобы получить категорию, нужно написать заявление, сдать экзамен в радиочастотном центре и представить ходатайство от клуба. Постороннему человеку получить позывной будет затруднительно. Кстати, любители разделяются на категории: 4-я – самая низкая, 1-я – это профессионалы. Различаются они по диапазонам, по мощности. У меня первая категория, а свой позывной RA1QST я получил в 16 лет. Хочешь повысить категорию – снова сдаешь экзамен и получаешь разрешение работать уже на других частотах и с большей мощностью, для связи с дальними странами.
- Есть ли какие-то правила работы в эфире?
- Для работы в эфире есть определенный регламент: мы вне политики, вне религии, мы не имеем права обсуждать национальность и даже королей называем на «ты», без титулов. Единственное правило – ветеранов войны называем по имени-отчеству. Их осталось уже очень мало, и это дань уважения. Общаемся азбукой Морзе или через микрофон, или цифровыми видами связи. Знание языков приветствуется, но не является обязательным. Хорошим тоном считается попрощаться на языке собеседника. После того как сеанс связи состоялся, каждый уважающий себя радиолюбитель подтверждает это записью в электронном журнале и отправкой специальной карточки-квитанции (QSL-карточка). Это тоже хороший тон. Отправляем почтой, как обычные открытки, они и похожи на открытки: каждый стремится изобразить на ней какую-то красивую картинку. На обороте - дежурная информация: кто с кем, на каком диапазоне и в какое время связался, и живая подпись отправителя. Всегда приятно получать карточки из другой страны, правда, бывает, очень долго идут. В центральных офисах радиоклуба карточки копятся до определенного количества и уходят в нужную страну, а потом по адресатам.
- Не пытались подсчитать примерное количество своих карточек?
- Их просто не сосчитать. За 28 лет общения в эфире несколько ящиков скопилось, многие уже выбросил, а памятные сердцу оставил. Коллекционирую карточки с крупных спортивных чемпионатов, особенно по футболу, Олимпийских игр. Собираю карточки от радиолюбителей, работающих с маяков (есть экземпляры с Сардинии, Мальдив, Нидерландов, Кореи, Океании, Мальты) и островов.
- А в чем тут спорт?
- Радиоспорт - это все-таки спортивно-технический вид. Техническая часть – специальная радиоаппаратура, множество различных антенн и других приспособлений. Спортивная часть в эфире – это когда нужно набрать наибольшее количество связей и желательно дальних. Например, каждые выходные какая-то страна проводит соревнования в эфире. В течение суток надо связаться с как можно большим количеством радиолюбителей по определенным правилам. Проводятся чемпионаты России, мира. Там нужно регистрироваться и в подтверждение предоставлять аудио- и видеозапись эфира. Можно заниматься еще дипломами – у каждой страны свои. Например, был юбилей Ю. А. Гагарина, и радиолюбители работали со спецпозывными, например: RS80KEDR. Его позывной был КЕДР, а цифра 80 – это в честь юбилея. Надо было связаться с этим спецпозывным или с радиолюбителями той области, где жил Гагарин. Вот диплом за работу с итальянскими станциями. Диплом «Радиопобеда-68».
Есть очень интересная международная программа – работа с национальными парками. В Вологодской области их два – «Русский Север» и «Дарвинский заповедник». Все заповедники идентифицированы. Мы, радиолюбители, туда приезжаем и работаем спецпозывным этого парка. Радиолюбители со всего мира связываются с нами. С национальным парком «Русский Север» (Кирилловский район) у нас взаимовыгодное сотрудничество. Мы помогаем им – рекламируем, выходя в эфир, рассылаем карточки с изображением парка, ребята помогают елочки сажать, мусор убирают, за это нам выделяют домики для проживания. Там площадь очень большая, три хорошие антенны стоят, одна из них - 30-метровая мачта. Оборудование свое привозим и детей из вологодского клуба «Юность». Лет десять уже туда выезжаем – на 9 мая и на Рождество. Дети работают в эфире. Своих воспитанников мы сразу приучаем к тому, что выход в эфир - это не шутки, во всем должен быть порядок, приучаем к ответственности. В этом году на 9 мая в честь 70-летия Победы нам был выдан временный спецпозывной RP70VG (Россия Победа 70 Вологжане Герои). Работали в честь вологжан-героев. Один из них - Александр Панкратов. Он, спасая товарищей, накрыл собой пулемет, был одним из первых, кто совершил такой подвиг. Мы всегда рассказываем, в честь чего тот или иной позывной работает, и иностранцы очень хорошо к этому относятся. Когда идет какое-либо мероприятие, спецстанции нужно отработать за весь отведенный период минимум 1000 радиосвязей, а мы за три дня успеваем сделать 3-4 тысячи.
Вот русский диплом за работу с российскими станциями. Диплом за работу с национальными парками мира. Для радиолюбителя очень почетно получить диплом DХCC-100, что означает - работал со 100 территориями мира. У меня уже больше 150 стран и территорий. Заявку можно подать в любой момент, но все никак руки не дойдут – нужна выписка из аппаратного журнала и карточки в качестве подтверждения. Я на данный момент редко работаю в эфире, больше помогаю в работе с детьми в национальном парке и иногда участвую в соревнованиях – поддерживаю Вологодскую область. Специфика моей работы не позволяет часто сидеть за аппаратом.
- С кем из известных людей вам приходилось общаться?
- Радиоспортом увлечены многие известные люди – короли, принцы, руководители и члены правительств разных стран. Я был на связи с известным футболистом Сергеем Ребровым, королем Таиланда и королем Иордании (но это было лет 18-20 назад), слышал, как работает король Испании. Как такового разговора обычно не бывает – обмениваемся рапортами: как слышим друг друга, на каком оборудовании работаем, спасибо за связь, и на этом все.
Чтобы наглядно продемонстрировать работу в эфире, Виктор включает свою станцию и настраивает антенну. Тишину комнаты тотчас разрывает шум и треск эфира, какие-то голоса, произносящие непонятные слова и цифры скороговоркой, писк азбуки Морзе. «Радио-Антон-первый-щука-центральный-Татьяна… Как слышите? Прием… Вопросов нет. GL-73». Для непосвященного человека – хаос, а Виктор прекрасно понимает, о чем идет речь и поясняет, кто и что говорит.
- Слова нужны для расшифровки символов, чтобы шумы не мешали воспринимать позывной. GL-73 обозначает: «Всего доброго! До свидания!». Работает радиотелеграфом станция из Швеции. Это еще не быстро. Вот когда проходят соревнования по скоростной радиотелеграфии, то мастер спорта выдает 180 знаков в минуту – это 3 знака в секунду. Для передачи сигналов азбуки Морзе есть обычный и электронный телеграфный ключ, но сейчас чаще работаем компьютером.
- У вас во дворе необычная антенна. Расскажите о ней.
- Да, это необычное, на первый взгляд, сооружение - поворотная антенна QUAD RQ-31. Мачту и антенну на нее я поставил в 2009 году. В сентябре заказал в Рыбинске мачту, она вся была разборная, подготовил фундамент, пригласил друзей, собирали три дня. У нас есть альпинистское снаряжение, работали в нем, так как высота антенны пятнадцать метров. Последнее колено ставили уже краном. Там коммутатор стоит, три антенны разного диапазона. С помощью ротатора я могу управлять ею, не выходя из комнаты, угол поворота 360 градусов. У меня на мониторе наглядно видно, в какую сторону ее повернуть и на сколько градусов, чтобы была оптимальная связь с той или иной страной.
- А есть какая-то практическая польза обществу от радиолюбительства?
- Любительские станции могут быть привлечены для организации связи в чрезвычайных ситуациях (при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и т.д.). Существует радиолюбительская аварийная служба, куда радиолюбители передают данные обо всех чрезвычайные ситуациях. И тогда уже эта служба контактирует с МЧС, меры принимаются намного быстрей, так как зачастую при катастрофах официальные средства связи не работают, и на выручку приходит старый добрый способ передачи информации с радиостанции, запитанной от аккумулятора.
Н. Носова