«Моя родная деревня называлась Живоглотово. Потом ее переименовали в Сосновку. Пока меняли название, людей-то и не осталось там, - рассказывает он. – Я с самых ранних лет, завидев гармонь, волнуюсь. А в доме она у нас была всегда. Мой отец, Иван Александрович, был гармонистом. Из нас, шестерых детей, двое в семье (я и мой старший брат) пристрастились к этому инструменту. В детстве с мамой я часто ездил в Вологду. За «горбатым мостом» в то время была барахолка. Тянуло меня туда, потому что там гармошки продавали! Звонкие такие! Мне нравилось ходить и рассматривать их. Видя, как я заинтересован, мне всегда разрешали поиграть на инструменте. Гармонь стоила дорого, и купить ее нам было не под силу. Но мама никогда мне не отказывала. Говорила: «Вот сейчас сходим товар посмотреть, потом вернемся и купим. Конечно же, мы не возвращались обратно... На гармони я играю с 5 лет. А свою собственную купил, когда уже женился».
Полиевкт Иванович не скрывает, что благодаря гармошке он приобрел много друзей, стал общительнее и веселее. «Я скажу об этом частушкой: «Не бывать бы мне в народе, если б не гармошка!» - напел он. - Раньше ни один праздник не обходился без гармони. Меня везде звали. «А где тот веселый парень-то?» - говорили обо мне люди в любом месте, не сговариваясь. И я веселил народ до упаду! Всегда хотелось людей радовать».
А по профессии веселый парень был далек от музыки. Его трудовая стезя была связана с животноводством, так как выучился Полиевкт Иванович в Молочном институте на зоотехника. Работал и бригадиром, и ветеринаром.
Как оказалось, у нашего земляка была довольно-таки непростая судьба. Полиевкт Иванович рано овдовел: воспитывал один троих детей (12-ти, 14-ти и 15-ти лет). «Вы знаете, если бы не гармошка, мог бы и с ума сойти! – с улыбкой говорит он. – Дети остались после матери подросткового возраста, поэтому сначала туговато пришлось. В доме у нас всегда была молодежь. Первое время я привыкал к этому, а потом уже легко мог, как и сейчас, найти общий язык с любым».
Сейчас все трудности остались позади, дети выросли, подрастают шестеро внуков. Одного из них дед приобщает к гармошке. «Это занятие обязательно должны поощрять родители, - считает гармонист. - У нас было раньше по-другому, потому как среда была другая, деревенская. Играли на гармони-то мы всерьез!»
Когда зашел разговор о роли народного инструмента в сегодняшней жизни, Полиевкт Иванович, задумавшись, произнес: «Гармонь сейчас, мне так кажется, стала иметь большее значение, нежели несколько лет назад. Люди стали за нее цепляться, а все потому, что жизнь какая-то беспокойная. А гармошка дух поднимает. Помните, как на войне она помогала? Гармониста берегли, как зеницу ока. Он шел всегда позади всех, поднимая боевой дух солдат. А если вспомнить другие трудные периоды в жизни нашей страны, например, работу на целине,там тоже гармонь была всегда рядом. Не зря издавна говорят: гармонь – душа народа».
Полиевкт Иванович, взяв в руки инструмент и наиграв свою любимую песню «Как у нас под окном расцветала сирень», добавил: «Раньше любимой была «Виновата ли я», но потом эта песня стала тоску нагонять... Ее любила моя жена».
Гармонист поведал, что мелодия гармони обладает целебными свойствами: «Гармошка мне помогала всегда. Она лечит душу, поднимает настроение. Говорят, что благостен колокольный звон, так как колокола сделаны из меди. А у гармони медные планки, ее звук тоже полезен. Вот, например, на шестипланке нажимаешь клавиши, и сразу три голоса звучат, как у органа. Говорят, что даже в церковный праздник играть на гармошке не грех! Вы знаете, у каждой гармони есть характер и душа. В фабричных инструментах, идущих потоком, жизни нет, так как планки там алюминиевые. А хорошая гармонь... живая!»
Дома у Полиевкта Ивановича, помимо аккордеона и баяна, более пяти гармоней. Появляются они чаще по грустному случаю. Гармонисты уходят из жизни, а их музыкальные инструменты передают Полиевкту Ивановичу. Знают, что будут они в надежных руках. «Одна минорная, другая – мажорная, я смотрю, какая подходит к моему голосу, - поясняет он. – А гармонистов Грязовца я почти всех знаю. Самый главный гармонист - Лев Васильевич Заводчиков, он даже в передаче «Играй, гармонь!» когда-то снимался. Гармошек у него еще больше, чем у меня!»
Вот так сохраняет память о местных гармонистах Полиевкт Иванович. В минуты грусти берет в руки гармонь и поет. Своей игрой он также веселит пенсионеров на различных мероприятиях городского клуба «Достоинство». Вместе с Лидией Дмитриевной Беляковой они работают сообща. Она отвечает за сценарий, он - за музыкальную часть. А еще грязовчанин мечтает о кружке. «Хотелось бы мне, - говорит он, - учить ребят игре на гармони, хочется кому-то передать своё умение».
Думается, что у гармониста и это получится. В Доме культуры, например, он уже свой человек. «В Новый год я был Дедом Морозом, провел семь детских елок. Мне нравится», - не скрывает он.
Полиевкт Иванович «дружит» с компьютером. С помощью Интернета подыскивает новые песни и частушки для своего репертуара, а еще берет уроки танцев: «Хочу научиться по всем правилам русского плясать. Уж очень мне нравится!»
На прощание наш герой исполняет частушку:
«Мне не жалко станцию Лежа,
Не жалко северных путей,
Жалко милую оставить на бессовестных людей!»
«Вообще, я люблю хулиганские частушки, - признался он. - Они резкие, хлесткие, бьют в точку! Чтобы были «приличными», я их обрабатываю, а затем уже пою на праздниках и мероприятиях».
5 февраля, в день нашей встречи, Полиевкту Ивановичу исполнилось 65 лет. Хочется пожелать грязовчанину здоровья, благополучия, исполнения желаний и, конечно же, пусть дольше звучит его гармонь!
Беседовала Е. ЩУЧКИНА.