1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война с немецкими захватчиками. Наша победа была неизбежна, потому что весь народ от мала до велика поднялся на борьбу с коварным и беспощадным врагом. Более 330 тысяч жителей области приняли участие в ВОВ. Это двадцать с лишним процентов от населения Вологодчины.
Наши сегодняшние герои в тылу и на фронте помогали стране одолеть фашизм, заслужив уважение, став примером доблести и чести для многих поколений русских людей.
1941 год 22 июня Африкану Пикину исполнилось 15 лет. Из его родной деревни Кузнецово Усть-Кубенского района ушли на фронт почти все мужчины. Мальчишки понимали, какая ответственность ложится на их плечи: они теперь в деревне главные помощники женщин, своих матерей.
Два военных года пролетели незаметно для Африкана. Как и все ребята, он работал в колхозе, помогал родителям.
1943 год. Не забыть семнадцатилетнему мальчишке прощальные слезы матери, серьезный взгляд отца. Невозможно передать словами то, что чувствовали в тот момент родители: в 1942 году получили они похоронку на сына Владимира, погибшего в Черном море.
Африкан был направлен на защиту восточных рубежей нашей страны, в г. Благовещенск. Служба в 10-м отдельном мотопонтонном батальоне была не из легких. Главной задачей батальона было бесперебойное обеспечение понтонных переправ через реки Зея, Амур, Будунда. Молодых мальчишек встретили заботливые офицеры, передав их в руки старослужащих солдат с такими словами: «Бойцы, у вас есть нужный опыт, поделитесь им с ребятами, чтобы они смогли потом заменить вас».
Так, в инженерной части начались учения. Специальность понтонера должен был освоить каждый: за короткое время нужно было собрать три железных понтона, на них закрепить деревянные настилы, на которые грузилась боевая техника: танки, машины, пушки, а также раненые. Понтон прицепляли к катеру и тащили на противоположный берег. «Берега Амура очень высокие, тяжело приходилось при погрузке и разгрузке танков. Боялись уронить эту мощную машину»,- вспоминает Африкан Михайлович. До сих пор благодарен ветеран тем солдатам, что учили их, несмышленых парней. «Как отцы были они нам»,- со слезами на глазах говорит он.
Смерть постоянно подстерегала солдат: немцы пытались бомбить с воздуха инженерный батальон. Артиллерия, охранявшая советские войска, постоянно отражала натиски коварного врага. Очень хорошо помнит солдат и войну с японцами, развернувшуюся на Дальнем Востоке и окончившуюся в сентябре месяце 1945 года.
За храбрость, стойкость и мужество, проявленное в борьбе с немецкими захватчиками, Африкан Михайлович награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова. Кстати, этого великого полководца довелось на войне видеть нашему земляку воочию.
После победы Африкан Михайлович служил в контрразведке: перевозил секретные документы, о содержании которых даже и не догадывался.
В одном из таких заданий разрешили солдату побывать дома. Шел 1948 год. Пять лет Африкан не видел родных, держа связь с ними только по переписке, и вот на четыре денька получил счастливую возможность встречи с родителями. Конечно, близкие с трудом узнали в возмужавшем, повзрослевшем солдате юного и застенчивого Африкана.
Затем снова была ответственная и тяжелая служба. Помогали разведчики и пограничникам при задержании преступников: в то время «смертники» очень часто старались перебраться из Манчжурии на нашу территорию. До 1949 года Африкан Пикин доблестно защищал рубежи нашей Родины. Быть всегда в боевой готовности, не подводить товарищей, выполнять приказ до конца – вот истины, усвоенные на «отлично» за время службы молодым солдатом.
Родители Африкана вынуждены были переехать в Грязовецкий район, обосновавшись во Фролах. Отец был сапожником. В родном Усть-Кубенском районе, говоря современным языком, существовала слишком большая конкуренция. Здесь же обеспечить многодетную семью отец мог: его ремесло пользовалось спросом, да и мать устроилась кружевницей.
На Грязовецкой земле встретил Африкан свою половинку, с которой живет в мире и согласии вот уже 58 лет.
Жена, Зинаида Витальевна, хоть и не была на фронте, но и в тылу испытала в полной мере всю тяжесть военной жизни. Ее память хранит бесценные воспоминания о том страшном времени.
«Когда началась война, я закончила 7 классов. Через несколько дней нас, школьников, собрали, сообщив, что каждый должен пойти работать. Июль, август мы работали в Комье. В сентябре вновь сели за парты, но, по причине нехватки рабочих рук, взрослые вновь вынуждены были обратиться за помощью к нам. Школьники копали картошку, работали на льне. Осень в тот год была холодной, снег выпал рано - приходилось лен вынимать из-под снега»,- рассказывает Зинаида Витальевна.
Наступившая зима несколько облегчила жизнь ребят, начались занятия. Пропущенный учебный материал приходилось нагонять, поэтому нагрузка была большая. «42-ой год мне запомнился,- продолжает свое повествование Зинаида Витальевна,- тяжелой работой на уборке картофеля в Степурине и Гари. Сыро, холодно, горят костры. Мы то и дело подбегаем к ним погреться, подсушить сырые рукавицы».
В субботу вечером школьников отпускали домой. «Мы шли с девчатами по дороге и вдруг услышали страшный гул. «Девочки, ложитесь в канаву»,- сказал кто-то, быстро сообразив, в чем дело. Над нашими головами пролетел самолет с немецкой свастикой на крыле, а через несколько минут мы поняли: бомбят железнодорожный вокзал».
Конечно, девочки были напуганы, со слезами и криками они бежали в город, не зная, что там произошло, живы ли их близкие. Только потом они узнали: рядом с вокзалом был уничтожен жилой дом.
Классный руководитель Зины Ф.И. Шмаков был призван на фронт, но после тяжелого ранения вновь вернулся в школу. Именно с ним учащиеся рыли окопы в Степурино. До сих пор видит Зинаида Витальевна себя на той дороге с узелком в руках. Сильный мороз, лошадь везет ломики, тяпки, лопаты. Замершие ребята не чувствуют усталости: они знают, что на фронте стоят на смерть их отцы и старшие братья.
В 43-ем Зинаида Витальевна окончила десять классов. Нужно было работать, так как только работающему населению полагались продуктовые карточки и 400 граммов хлеба. Сначала выпускница за мизерную зарплату устроилась в банк. Управляющая, М.К. Чернова, пожалев девочку, выхлопотала ей место машинистки в милиции. Эта работа, хотя и отнимала много сил, (иногда приходилось сотрудникам возвращаться домой в час - два ночи), оплачивалась достойно.
Мать Зины в эти военные годы трудилась в госпитале рабочей. «Тогда ни водопровода, ни газа не было. Пилила мама дрова, топила печи, стирала. Помню: пришла однажды, белая как полотно, вся в слезах. На мой вопрос, что случилось, разрыдалась еще больше: «Мальчик умер, как ты, возила я его». В войну семья Зины похоронила братика - невосполнимой утратой застряло это горе в сердце матери.
Четыре года войны запомнились молодой девчушке еще и тем, что каждое лето стояла изнуряющая жара, а зимой - суровые морозы. Дома холодно было - топили железную печурку по несколько раз в день. Очень ждали писем отца с фронта. Он писал, что скоро войне конец, просил не волноваться.
Да, он пришел живым и невредимым. В августе 1945 года на семейном совете решили, что Зине нужно учиться. 5 дней оставалось до окончания сдачи вступительных экзаменов, но она успела и была зачислена на филологический факультет. Мечтала девушка о преподавании истории, но на историческом факультете мест уже не было. Училась Зина хорошо, после окончания пединститута им. Молотова в 1949 году молодая учительница была направлена на работу в Андомскую школу Вытегорского района.
На каникулы приезжала домой. «В то время было строго с пропиской. На каникулах студенты должны были зарегистрироваться по месту проживания. Я пошла в паспортный стол, а там работал Африкан. Заметив меня, пригласил на танцы… Стали встречаться. 7 августа 1952 года мы поженились. Пришлось мне переехать в Грязовец. Пришла в Роно, чтобы подыскать работу, а там заведовал мой классный руководитель - Ф. И. Шмаков. Зная меня и мою старательность, он предложил место инспектора, и я согласилась».
Родители молодых решили помочь детям в строительстве дома. Одежду Африкана продали, а деньги, накопленные на шубу дочери, вложили в стройматериал. Постепенно, сообща, дом построили. Конечно, основная нагрузка легла на плечи старательного и работящего Африкана.
У супругов Пикиных двое детей: сын Алексей и дочь Марина. Алексей трудится в ТЦУ, Марина Африкановна Шаховская преподает музыку в Грязовецкой детской школе искусств. У них по двое детей, у Алексея уже растет внук.
Всю жизнь наши герои много работали, стараясь поставить на ноги детей, вели свое хозяйство. После милиции Африкан Михайлович трудился трактористом в ДПМК, затем отвечал за материальные ценности в должности инкассатора. На заслуженный отдых ушел из ТЦУ. На работе Африкан Михайлович зарекомендовал себя «трудоголиком» - мастером своего дела, заслужил уважение и почет.
А Зинаида Витальевна отдала всю себя воспитанию подрастающего поколения: у нее 32 года педагогического стажа, из них 28 лет преподавания русского языка и литературы в школе №2 г.Грязовец. До сих пор в шкафу учительницы стоят школьные учебники, различные пособия - напоминание о трудной, но любимой работе по призванию. О преданности Зинаиды Витальевны своей профессии, школе говорят многочисленные Почетные грамоты, медаль за долголетний добросовестный труд в сфере образования. Правительственной медалью награждена Зинаида Витальевна и как труженица тыла.
В 1981 году после выхода на пенсию учительница не смогла усидеть дома - три года занималась искусством кружевоплетения в артели кружевниц, продолжая дело матери и свекрови.
Своего мужа Зинаида Витальевна уважает и с улыбкой говорит: «Очень хороший семьянин Африкаша у меня, бережливый, добрый, работящий, не курил никогда, до сих пор ждет всегда начала дачного сезона, за прудом следит - не любит он сидеть на месте».
Дружно живут Пикины, верят, что не в последний раз вновь для них начинается весна, заливаются соловьи и зеленеет трава. Здоровья и долголетия хочется пожелать этой замечательной супружеской паре, с честью выполнившей свой гражданский долг перед Родиной.
С праздником великой Победы, уважаемый Африкан Михайлович и Зинаида Витальевна!
Е. Щучкина