Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Земляки Победители Материал в номере от 21.03.2015. "Щ-317": последний поход"
Просмотров: 1019, комментариев: 0

Материал в номере от 21.03.2015. "Щ-317": последний поход"

Всегда, когда начинаешь рассказ о моряках, волей-неволей приходится прибегать к своеобразной морской лексике. А потому и это повествование начнем с небольшого пояснения: БЧ-1 - это штурманская боевая часть, а старший лейтенант Демичев, стало быть, владел одной из самых сложных морских специальностей.

Родился Николай в 1914 году в деревне Левино тогдашнего Лежского района. После окончания семи классов Сидоровской школы поступил в Вологодский речной техникум, два сезона проплавал вторым помощником капитана на пароходах «Матрос» и «Экспортер» Сухонского пароходства. В 1934 году по комсомольской путевке он поступил в Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. Молодой выпускник получил назначение на подводную лодку «Щ-317». Литеру «Щ» моряки расшифровывали просто - «щука». Так что попал он на «щуку» Х серии. В состав Краснознаменного Балтийского флота «Щ-317» вошла 1 ноября 1936 года. В феврале 1938 года ее командиром был назначен старший лейтенант (затем капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Алексей Герасимович Андронов.

Быть штурманом на Балтике - задача не из простых. Согласно техническим характеристикам, рабочая глубина «щуки» равнялась 75 метрам, однако Балтийское море изобиловало различного рода отмелями, что сильно затрудняло маневрирование на глубине.

...Свой первый выход в море в условиях советско-финляндской войны лодка совершила в ночь на 30 ноября 1939 года. Вечером 3 декабря при всплытии во время шторма «Щ-317» получила большой крен, из-за чего из баков в больших количествах расплескался электролит, и аккумуляторная батарея вышла из строя. Спустя сутки получил повреждения левый главный электромотор, и «Щ-317» вынуждена была вернуться на базу приписки, в Таллин, где и встала на ремонт. Так неудачно закончился первый по-настоящему боевой поход.

Столь же неудачным оказался и второй выход в море. При форсировании Ботнического залива днем 21 декабря подводная лодка села на мель. Команде удалось снять ее с камней, но она еще дважды побывала на мели, не получив при этом никаких повреждений. Проведя 14 суток на позиции, подлодка не обнаружила ни одного вражеского транспорта. Впрочем, 5 января, при возвращении на базу, был замечен конвой под эскортом шведских миноносцев. «Щ-317» начала выход в атаку, но... выскочила на камни и от пуска торпед отказалась. Итак, в ходе так называемой «зимней войны» с Финляндией экипаж лодки совершил два боевых выхода в море, оказавшихся безрезультатными.

Начало Великой Отечественной войны подводники встретили в Таллине, где лодка проходила средний ремонт.

В первый боевой поход (27 сентября - 16 октября 1941 года) подводная лодка патрулировала район между островами Малый и Большой Тиотерс. Встреч с противником не было, «Щ-317» благополучно вернулась на базу.

Следующий поход состоялся 2 ноября и едва не закончился гибелью лодки. Утром 3 ноября субмарина самостоятельно прибыла к Гогланду и в ожидании конвоя легла на грунт. В 18.00, услышав шум винтов, «Щ-317» начала всплывать, но по воздушному пузырю была обнаружена советским сторожевым катером и атакована им. От разрывов глубинных бомб она получила повреждения, а всплыв, была обстреляна артиллерией. Только после подачи опознавательных сигналов малый охотник прекратил огонь. Лодка получила пробоину выше ватерлинии, произошло возгорание во втором отсеке, была повреждена запасная торпеда. Кроме того, из-за возникшего замыкания в цепи освещения выключились батарейные автоматы. На лодке погас свет, и при входе в бухту Суркюля дизелисты, перепутав задний ход с передним, посадили лодку на камни. «Щ-317» получила дополнительные повреждения подводной части корпуса. Пришлось вернуться в Кронштадт и встать на ремонт, который продолжался до начала 1942 года.

24 января 1942 года командиром «Щ-317» был назначен Николай Константинович Мохов, а А. Г. Андронов принял лодку «К-51». После завершения ремонта «щука» стала готовиться к очередному выходу в море, как оказалось, первому и последнему в 1942 году. Поскольку новый командир лодки не имел опыта плавания на «щуках», в поход в качестве старшего начальника отправился В. А. Егоров, командир 4-го дивизиона подводных лодок, капитан 2 ранга.

11 июня лодка вышла с Лавенсари и 16 июня радировала о форсировании Финского залива. Следующий сеанс связи состоялся только 10 июля, когда субмарина сообщила об уничтожении пяти транспортов противника и израсходовании боезапаса. Подводной лодке было дано «добро» на возвращение, однако в назначенный срок лодка не вернулась.

Обстоятельства гибели «Щ-317» до сих пор остаются невыясненными. Считается, что она погибла на мине. Известно, например, что с 15 по 18 июля 1942 года в Финском заливе вражеские наблюдатели дважды фиксировали взрывы мин на минных полях, после чего ими наблюдались воздушные пузыри и пятна масла.

По неподтвержденным данным, летом 1999 года лодка была обнаружена на грунте шведскими поисковиками. Если эта информация соответствует действительности, то «Щ-317» стала жертвой глубинных бомб шведского эсминца «Стокгольм» 12 июля 1942 года.

Что еще можно добавить к сказанному? Действительно, поражение пяти транспортов торпедами «Щ-317» подтвердилось. Уже в силу этого она вошла в число десяти наиболее результативных подводных лодок на Балтике. По итогам похода экипаж был посмертно награжден государственными наградами - орденами СССР. Николай Михайлович Демичев удостоился ордена Ленина.

Подготовил Н. ГУСЕВ.


Комментарии
Для комментирования необходимо авторизоваться.


опрос

27 сентября отмечается Всемирный день моря. На побережье каких морей Вам удалось побывать?
Все опросы

Анонс номера

Реклама

Стройклимат
АУ услуги
Памятники
Займы
СП приобрести газету
Работа
ПФР
ФСКН
ФНС