Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Конкурс Читаем СП
Главная Земляки Победители Материал в номере от 21.03.2015. "Щ-317": последний поход"
Просмотров: 328, комментариев: 0

Материал в номере от 21.03.2015. "Щ-317": последний поход"

Всегда, когда начинаешь рассказ о моряках, волей-неволей приходится прибегать к своеобразной морской лексике. А потому и это повествование начнем с небольшого пояснения: БЧ-1 - это штурманская боевая часть, а старший лейтенант Демичев, стало быть, владел одной из самых сложных морских специальностей.

Родился Николай в 1914 году в деревне Левино тогдашнего Лежского района. После окончания семи классов Сидоровской школы поступил в Вологодский речной техникум, два сезона проплавал вторым помощником капитана на пароходах «Матрос» и «Экспортер» Сухонского пароходства. В 1934 году по комсомольской путевке он поступил в Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. Молодой выпускник получил назначение на подводную лодку «Щ-317». Литеру «Щ» моряки расшифровывали просто - «щука». Так что попал он на «щуку» Х серии. В состав Краснознаменного Балтийского флота «Щ-317» вошла 1 ноября 1936 года. В феврале 1938 года ее командиром был назначен старший лейтенант (затем капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Алексей Герасимович Андронов.

Быть штурманом на Балтике - задача не из простых. Согласно техническим характеристикам, рабочая глубина «щуки» равнялась 75 метрам, однако Балтийское море изобиловало различного рода отмелями, что сильно затрудняло маневрирование на глубине.

...Свой первый выход в море в условиях советско-финляндской войны лодка совершила в ночь на 30 ноября 1939 года. Вечером 3 декабря при всплытии во время шторма «Щ-317» получила большой крен, из-за чего из баков в больших количествах расплескался электролит, и аккумуляторная батарея вышла из строя. Спустя сутки получил повреждения левый главный электромотор, и «Щ-317» вынуждена была вернуться на базу приписки, в Таллин, где и встала на ремонт. Так неудачно закончился первый по-настоящему боевой поход.

Столь же неудачным оказался и второй выход в море. При форсировании Ботнического залива днем 21 декабря подводная лодка села на мель. Команде удалось снять ее с камней, но она еще дважды побывала на мели, не получив при этом никаких повреждений. Проведя 14 суток на позиции, подлодка не обнаружила ни одного вражеского транспорта. Впрочем, 5 января, при возвращении на базу, был замечен конвой под эскортом шведских миноносцев. «Щ-317» начала выход в атаку, но... выскочила на камни и от пуска торпед отказалась. Итак, в ходе так называемой «зимней войны» с Финляндией экипаж лодки совершил два боевых выхода в море, оказавшихся безрезультатными.

Начало Великой Отечественной войны подводники встретили в Таллине, где лодка проходила средний ремонт.

В первый боевой поход (27 сентября - 16 октября 1941 года) подводная лодка патрулировала район между островами Малый и Большой Тиотерс. Встреч с противником не было, «Щ-317» благополучно вернулась на базу.

Следующий поход состоялся 2 ноября и едва не закончился гибелью лодки. Утром 3 ноября субмарина самостоятельно прибыла к Гогланду и в ожидании конвоя легла на грунт. В 18.00, услышав шум винтов, «Щ-317» начала всплывать, но по воздушному пузырю была обнаружена советским сторожевым катером и атакована им. От разрывов глубинных бомб она получила повреждения, а всплыв, была обстреляна артиллерией. Только после подачи опознавательных сигналов малый охотник прекратил огонь. Лодка получила пробоину выше ватерлинии, произошло возгорание во втором отсеке, была повреждена запасная торпеда. Кроме того, из-за возникшего замыкания в цепи освещения выключились батарейные автоматы. На лодке погас свет, и при входе в бухту Суркюля дизелисты, перепутав задний ход с передним, посадили лодку на камни. «Щ-317» получила дополнительные повреждения подводной части корпуса. Пришлось вернуться в Кронштадт и встать на ремонт, который продолжался до начала 1942 года.

24 января 1942 года командиром «Щ-317» был назначен Николай Константинович Мохов, а А. Г. Андронов принял лодку «К-51». После завершения ремонта «щука» стала готовиться к очередному выходу в море, как оказалось, первому и последнему в 1942 году. Поскольку новый командир лодки не имел опыта плавания на «щуках», в поход в качестве старшего начальника отправился В. А. Егоров, командир 4-го дивизиона подводных лодок, капитан 2 ранга.

11 июня лодка вышла с Лавенсари и 16 июня радировала о форсировании Финского залива. Следующий сеанс связи состоялся только 10 июля, когда субмарина сообщила об уничтожении пяти транспортов противника и израсходовании боезапаса. Подводной лодке было дано «добро» на возвращение, однако в назначенный срок лодка не вернулась.

Обстоятельства гибели «Щ-317» до сих пор остаются невыясненными. Считается, что она погибла на мине. Известно, например, что с 15 по 18 июля 1942 года в Финском заливе вражеские наблюдатели дважды фиксировали взрывы мин на минных полях, после чего ими наблюдались воздушные пузыри и пятна масла.

По неподтвержденным данным, летом 1999 года лодка была обнаружена на грунте шведскими поисковиками. Если эта информация соответствует действительности, то «Щ-317» стала жертвой глубинных бомб шведского эсминца «Стокгольм» 12 июля 1942 года.

Что еще можно добавить к сказанному? Действительно, поражение пяти транспортов торпедами «Щ-317» подтвердилось. Уже в силу этого она вошла в число десяти наиболее результативных подводных лодок на Балтике. По итогам похода экипаж был посмертно награжден государственными наградами - орденами СССР. Николай Михайлович Демичев удостоился ордена Ленина.

Подготовил Н. ГУСЕВ.


Комментарии
Для комментирования необходимо авторизоваться.


опрос

А ваши дети будут писать новогоднее письмо Деду Морозу?
Все опросы

Анонс номера

Реклама

Коза-Ностра2
Эквакуатор
Автосалон2
Лом
снабженец
работа-менеджер
Автостоянка
Коза-Ностра
Пластком
Почта России
Автосалон
Лефорт
СП приобрести газету
СП оказывает услуги
Ремонт холодильников
Работа
ПФР
ФСКН
ФНС