Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Земляки Победители СТАЛИНГРАД НА ДОНУ
Просмотров: 3393, комментариев: 0

СТАЛИНГРАД НА ДОНУ

Битва за Воронеж

А события развивались так. После поражения под Москвой гитлеровское командование стремилось к тому, чтобы во что бы то ни стало взять реванш и переломить ход событий в свою пользу. Для этого их план на летне-осеннюю кампанию 1942 года предусматривал разгром Красной Армии путем решительного наступления на Сталинград и дальнейшего прорыва на Кавказ. В случае успеха, по его разумению, захват Москвы был бы лишь вопросом времени. Операцию планировалось начать с захвата Воронежа, что давало возможность немецким войскам окружить группировку советских армий западнее Дона.

Наступление фашистов началось 28 июня, когда они находились еще в 120 километрах от Воронежа. Но уже 6 июля передовые части вермахта ворвались в город. 10 июля командующий немецкими войсками на этом направлении генерал фон Вейхс объявил о победоносном завершении наступления, но для советских войск оно еще только-только начиналось, ибо захвата Воронежа советское командование никак не могло допустить. Если бы фашисты захватили город, им открылся бы прямой путь хоть на Москву с юга, хоть на среднюю Волгу к Саратову, хоть на Сталинград с севера. Более того, Воронеж был крупнейшим промышленным центром Советского Союза, где находилось немало предприятий, производивших оборонную продукцию. Именно здесь появились первые гвардейские минометы «Катюша» и штурмовики «Ил-2».

Это-то и диктовало советскому командованию необходимость удержать город и сковать здесь всю наступавшую группировку немцев. С этой целью к Воронежу были стянуты 6-я, 40-я и 60-я армии, образовавшие Воронежский фронт. Ставка Верховного главнокомандования потребовала от войск непрестанно атаковать противника, тянуть время, даже если это приведет к огромным людским потерям. С 12 июля по 13 августа каждый день командование фронта отправляло войска в самоубийственные атаки. В один из таких дней немцы насчитали 36 атак советских войск на свои позиции!

По официальным данным, только за июль 1942 года Красная Армия потеряла на этом направлении убитыми, ранеными и пленными почти 370 тысяч человек! Лишь 15 августа Ставка отдала приказ о переходе к обороне.

Атаки были действительно самоубийственными, но в то время иного способа сбить наступательный порыв немцев просто не было. И эти атаки нельзя рассматривать лишь со знаком минус. В ходе боев советским войскам удалось закрепиться на восточном берегу реки Воронеж, разделявшей город на две части, но и захватить два важных плацдарма на ее западном берегу - Шиловский и Чижовский. Чижовский плацдарм наши войска обороняли в течение 293 дней. Немецкому командованию не удалось перебросить ни одной дивизии под Сталинград. Более того, ему пришлось направить целую дивизию со сталинградского направления на Воронеж. Это была реальная помощь войск Воронежского фронта героическому Сталинграду.

В боях за Воронеж с самого их начала приняла участие 100-я стрелковая дивизия, сформированная под Вологдой из жителей Вологодской, Архангельской областей и Коми АССР. В Воронеже ее называли «северной». Бойцы дивизии трое суток сражались на Шиловском плацдарме, затем были переброшены на Чижовский, где разворачивались невиданные по ожесточению бои.

Ветераны дивизии, прошедшие долгий путь от Воронежа до Праги, вспоминали, что таких страшных схваток им уже нигде не приходилось видеть.

Затяжные бои за столицу Черноземья никак не входили в планы немецкого командования. На всей линии фронта на протяжении 500 километров наступление фашистов встречалось ожесточенными контрударами. И хотя Гитлер отдал своим войсками приказ забыть об обороне и наступать, 30 вражеских дивизий прочно завязли в затяжных боях.

До 25 января 1943 года войска Воронежского фронта оборонялись, прикрывая Москву с юга, а затем перешли в решительное наступление. В ходе наступательной операции была разгромлена 2-я немецкая армия. При этом потери противника достигли 320 тысяч солдат и офицеров. Под Воронежем были разгромлены 26 вражеских дивизий, а количество пленных превысило их количество, взятое в ходе Сталинградской операции.

Вот как об этом сообщало Совинформбюро: «25 января  войска Воронежского фронта, перейдя в наступление в районе Воронежа, опрокинули части немцев и полностью овладели городом Воронеж. Восточный берег реки Дон в районе западнее и юго-западнее города также очищен от фашистских войск. Количество пленных, взятых под Воронежем, на субботу 24 января увеличилось на 11 тысяч солдат и офицеров. Таким образом, общее количество пленных, взятых в районе Воронежского фронта, достигло 75 тысяч солдат и офицеров».

По значению, по масштабу урона, нанесенного противнику, по тому, сколько удалось освободить советской территории, становится совершенно ясно, что Воронежская битва может быть поставлена на второе место после Сталинградской. В ней немцы потеряли 200 тысяч солдат и офицеров только убитыми.

Такова краткая история Воронежской битвы. «Когда-нибудь об уличных боях в Воронеже будет написано много страниц. Этот город воевал на своих площадях и улицах в течение многих месяцев. Город дрался за каждый  квартал, за каждый дом», - писала газета «Комсомольская правда» в своем номере от 26 января 1943 года.

Это предсказание сбылось отчасти. К сожалению, о Воронежском сражении было написано не так уж много страниц. В 1975 году в ознаменование 30-летия Великой Победы Воронеж был награжден орденом Отечественной войны первой степени. И лишь в 2008 году, спустя многие десятилетия  после завершения войны, у Воронежа появился статус города воинской славы, то есть он стал городом-героем. Как могло такое случиться, что второй город после Сталинграда, через который проходила линия фронта, долгое время был как бы «забытым» городом-героем?

Некоторые историки считают, что причиной тому стало большое количество венгерских и румынских солдат, погибших у его стен. Ведь здесь целиком погибла 2-я венгерская армия, а это как-никак 150 тысяч солдат и офицеров. Такого не бывало за всю многовековую историю Венгрии. А поскольку и Венгрия, и Румыния стали союзниками СССР по Варшавскому договору, то недавнюю рану бередить не стали. К тому же в Воронеже находились многие оборонные предприятия и привлекать туристов к этому месту было ни к чему.

В списках не значились...

В первой половине девяностых годов прошлого века в Вологде вышла тридцатитомная «Книга Памяти Вологодской области», один из томов которой был посвящен воинам-грязовчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В их общем списке есть и имена грязовчан, отдавших свои жизни в боях за Воронеж. И мало кто знает, что к делу сохранения их памяти приложил свою руку Михаил Иванович Худяков, посвятивший пятнадцать лет своей жизни поиску мест захоронений воинов-грязовчан, погибших на фронтах войны.

Михаил Иванович был призван в армию в 1935 году. В годы войны он участвовал в боях на Калининском, Северном, Центральном и 2-м Дальневосточном фронтах, был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны первой степени и многими медалями. С 1962 по 1975 год он работал в Грязовецком райвоенкомате.
До конца своей жизни Михаил Иванович вел большую общественную работу в качестве председателя группы офицеров в запасе и в отставке при райвоенкомате, председателя городского совета ветеранов войны и труда и члена совета районного краеведческого музея. Из-под его пера вышел краткий очерк истории боевого пути 39-й армии, в которой ему довелось служить.

Напомним нашим читателям, что 39-я армия первого формирования в первой половине 1941 года дислоцировалась южнее Вологды по обе стороны железной и шоссейной дорог, идущих из Вологды на Ярославль, а ее Полевое управление располагалось в местечке Корнильево Грязовецкого района.

Что же побудило Михаила Ивановича заняться поисками сведений о погибших грязовчанах? Вот что он написал по этому поводу в 1987 году: «Сейчас необходимо делать все возможное и невозможное, чтобы персонально знать не только известных героев войны, но и героев неизвестных.  Самое страшное - ничего не знать о судьбе близкого человека, что тяжелым камнем ложится на сердца его родственников».

Так появился его первый «Список солдат, сержантов и офицеров, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, уроженцев города Грязовца и проживавших в городе». Список этот включал в себя  373 имени. В отдельный список вошли имена грязовчан, умерших от ран и болезней при защите Ленинграда и захороненных на Пискаревском кладбище и на кладбище «Памяти жертв 9 января 1905 года».Потом был список грязовчан, погибших при освобождении стран Европы.

Составление этих списков - дело очень кропотливое, отнимающее много времени и сил. Михаилу Ивановичу пришлось вести обширнейшую переписку с организациями, школами и военкоматами многих городов страны, обращаться в различные газеты и архивы.

Особое место в этой работе занимала переписка с соответствующими организациями города Воронежа, где сражалась наша «северная» дивизия, в составе которой находилось много грязовчан. В частности, в своем письме на имя председателя Воронежского облисполкома он писал: «Прошло 45 лет после захоронения павших воинов. За это время произошли большие изменения - расширились города и населенные пункты, исчезли некоторые деревни, проведено строительство водохранилищ, гидроэлектростанций и т. д.

Посылаю Вам список военнослужащих-грязовчан, погибших в боях и захороненных в городе Воронеже и его окрестностях. Убедительно прошу ответить на следующие вопросы:

Все ли указанные в списке учтены  в населенных пунктах, где они воевали и захоронены? Сохранилась ли память о них?

Занесены ли их имена на обелиски и мемориальные доски, установленные на братских могилах?

Как осуществляется уход за захоронениями?»

На свои запросы Михаил Иванович получал обстоятельные ответы, что существенно помогало ему в работе. Итоги же своей работы он подвел в письме в адрес редакции районной газеты «Сельская правда» от 27 октября 1987 года: «Привожу примеры поисков, проводившихся в конце 1986 и в июне-сентябре 1987 годов.

В боях за Воронеж (июль-август 1942 года) из состава 454-го, 460-го и 472-го полков 100-й стрелковой дивизии, сформированной на Вологодчине, погибли 24 человека, жителей Грязовецкого района. Согласно извещениям, все они похоронены в окрестностях города Воронежа, в поселках Чижовка, Шилово и других населенных пунктах.

Теперь уже можно с полной уверенностью сказать родным и близким, что останки 19 погибших из отдельных могил перенесены в братские могилы. Их имена занесены на мемориальные доски. Содержание братских могил находится под контролем совета ветеранов и городских властей города Воронежа».

Как видим, здесь речь идет о 24 грязовчанах, чьи имена установлены и занесены в «Книгу Памяти». На самом деле их гораздо больше, но их имена установить не удалось. Большинство из погибших захоронены в братской могиле №1 на бывшем Чижовском плацдарме. Здесь создан музей боевой славы и ежегодно в дни государственных праздников общественность Ленинского района города чтит память солдат, захороненных в братской могиле. А захоронены здесь около 15 тысяч воинов, причем установлены имена лишь 4500 из них. А всего на воронежской земле находятся свыше 200 братских могил советских солдат и офицеров.

На Шиловском плацдарме в братской могиле №113 захоронены около тысячи бойцов, в том числе 400 воинов 100-й стрелковой дивизии. Имена многих из них также остаются неизвестными.

Да, приходится признать, что многих имен мы не знаем, но их совместный подвиг навечно останется в памяти последующих поколений, ибо своей смертью солдаты Великой Отечественной подарили всем нам жизнь.

В день освобождения Воронежа в городе прошли многочисленные массовые мероприятия, а вечером над городом разноцветными огнями расцвел праздничный салют. И это будет происходить всегда, пока жива наша память.

Н. ГУСЕВ.





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС