Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день всегда будет отбрасывать нашу память к 1941 году, а значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами - прочная нить, связавшая воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. Наш народ сделал, казалось, невозможное.
За годы Великой Отечественной войны на фронтах погибли 27 миллионов наших соотечественников, в концентрационных лагерях замучены 18 миллионов человек. Каждый месяц в тылу от голода и холода умирали около 52000 человек. За годы войны было разрушено 1710 городов. В каждой советской семье не вернулся кто-то из родных. Каждые 6 секунд уносили на фронте одну человеческую жизнь. Школьный выпуск 1941 года на фронтах ВОВ погиб практически весь.
22 июня 1941 года - страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее - выпускные экзамены, каникулы, свадьбы... Вся жизнь перевернулась, все поникло перед зловещим словом ВОЙНА. Нелегко досталась эта Великая Победа, но советский народ выстоял в жестокой схватке с фашизмом.
Нашему земляку - Шигареву Илье Флегонтовичу в 1941 году исполнилось 14 лет. До войны он успел окончить пять классов. Речи о продолжении обучения не было: нужно было помогать взрослым, и он пошел работать. В многодетной семье Илья был последним, десятым ребенком. Трудился в колхозе, как все, а в 44-м году молодого паренька, которому не исполнилось и 18 лет, призвали в армию. Шла война, и это был последний военный призыв для мужчин 1927 года рождения, к коим относился и наш земляк. Все эти ребята, по сути, на день призыва были несовершеннолетними. Но большинство этих юношей настойчиво стремились на фронт в действующие воинские части. И многим из них выпало служить в частях действующей армии. Другие были направлены в запасные полки и учебные отряды, где осваивали военные специальности и учились военному делу. Особая заслуга этих юношей заключалась в том, что на их плечи легла ответственность за укрепление оборонного могущества и безопасности нашей Родины, когда произошло массовое увольнение военнослужащих старших возрастов после окончания войны.
На долю молодых воинов последнего военного призыва выпало немало испытаний и трудностей. Срочная служба для них была продлена до 7 - 9 лет. Массовых военных призывов на службу не было ни в 45-м, ни в 46-м, вплоть до 1949 года. И все это время, начиная с 1944 года до 50-х годов, служило поколение последнего военного призыва, обеспечивая укрепление обороноспособности страны. При этом никто не роптал, не проявлял недовольство по поводу удлиненной в три раза службы без отпусков. Все они еще до призыва на войну успели поработать в народном хозяйстве без отпусков, с передачей компенсации за отпуск в фонд обороны и Победы.
Сегодня этим людям - 84. Они - самые младшие участники той страшной войны.
Сначала Илью Флегонтовича направили в Архангельск для прохождения военной подготовки и охраны военных складов. Через полгода воинская часть была перекинута в Ленинград для охраны военнопленных немцев. Четыре с половиной года он провел в Ленинграде. Служба - не из легких. Иногда по четыре часа приходилось стоять на трескучем морозе. Там и обморозил ноги, которые сейчас отказывают совсем.
Наш земляк охранял человек по 20-30 военнопленных немцев, занимавшихся восстановлением разрушенного Ленинграда. Пленные штукатурили, белили, красили, вывозили мусор. Охране было запрещено общаться с немцами, но, по словам Ильи Флегонтовича, у них не было ненависти к пленным солдатам. Немцы тоже вели себя смирно. Интересная вещь получается: сами разрушали, сами восстанавливали. Среди военнопленных были разные люди. Кто-то остался верен своему Гитлеру, кто-то за эти годы возненавидел его. Исправно работали и те, и другие.
Вот что пишут об этом времени историки: «Лагеря и лаготделения для пленных были организованы, в основном, в районах крупных восстановительных работ. Непосредственно в самом Ленинграде существовало два лагеря, в которых содержалось порядка 25 тысяч человек. Были задействованы военнопленные и на строительстве нового жилья на окраинах Ленинграда. Некоторые здания, построенные военнопленными, были созданы по проектам немецких инженеров. Так, малоэтажная застройка в районе станции метро «Нарвская» до сих пор удивляет своим «не питерским» обликом: отдельный вход с улицы в каждую квартиру, квартиры из комнат на разных этажах. Только за 1945-1947 гг. в Ленинграде и области военнопленными было восстановлено 122 цеха, 9 энергетических объектов, 6 административных корпусов, 2 шахты «Ленинградсланцстроя». Многие предприятия и стройки Ленинграда и области испытывали острейшую нехватку рабочих рук. Плюсом трудового использования пленных была их концентрация и то, что это были именно мужчины, пригодные к грубой физической работе. Тем более в СССР еще только начиналась демобилизация вооружённых сил, а завершившаяся война нанесла огромные потери среди мужчин самого трудоспособного возраста. В 1946 году во всех лагерях Ленинградской области были созданы квалификационные комиссии для выявления среди военнопленных необходимых рабочих профессий. В итоге нашлось около 5 тысяч военнопленных основных строительных специальностей. В условиях послевоенного восстановления и возрастания объема строительства жилого фонда Ленинграда и области они были крайне необходимы. Кроме этих специалистов, было учтено и направлено в производственные и ремонтные бригады около 1320 слесарей, 410 электромонтеров, 370 кузнецов, 280 автослесарей, 160 сварщиков из бывших солдат вермахта».
Только в 1949 году молодой солдат вернулся на свою малую родину. Мог бы и того позже, но вышел приказ о демобилизации солдат, имеющих престарелых родителей. Нашему земляку, можно сказать, повезло: он не принимал участия в военных действиях, но железные жернова войны прошлись и по его семье: один брат погиб, другой пропал без вести, поэтому можно понять родителей, которые увидели живого и невредимого сына, за четыре долгих года возмужавшего и повзрослевшего.
Родное Плоское встретило паренька приветливо. Не хватало мужских рук, поэтому Илью Флегонтовича направили учиться на водителя. По окончании курсов он устроился на местный спиртозавод. В общей сложности 25 лет трудился он на этом предприятии. Потом работал в колхозе, оттуда и ушел на заслуженный отдых.
…Всему на свете наступает срок. Промчались дни, прошумели в труде годы. Четверых сыновей поднял он вместе с супругой. Только вот трех из них он уже пережил, да и жены нет рядом долгих 28 лет. Седая старость заступила на порог. Все чаще беспокоит сердце, болячек с каждым годом только прибавляется. Эту зиму Илья Флегонтович провел в Грязовце, в своей квартире, которую он, как ветеран ВОВ, получил недавно. В городе за ним закреплен соцработник, навещают сноха и внук. Привыкший в деревне к свежему воздуху, зиму он провел в ожидании. Не по нему такая жизнь: «как в тюрьме, тянет на родину». Здесь, в Плоском, его не забывают соседи. Придут, проведают, поговорят. Вроде бы, и легче. Хорошо, что есть телевизор, с ним «поваднее». Он с трудом передвигается по дому, иногда выходит на улицу. Одиноко одному… Четверо внуков, один правнук – вот его продолжение. Только не часто заглядывают внуки к деду: у них своя жизнь, другие интересы. Он не сетует, привык…
На стене календарь на 2013 год, напротив – выцветшие от времени поздравления с Днем победы. 22 июня, в День памяти и скорби, он включит телевизор и всплывут в памяти не вернувшиеся с фронта братья, друзья…те, что положили свои головы на алтарь Победы. Вечная им память…
Е. Щучкина.