На стареньком шифоньере, уютно устроившись, ожидает своего праздничного дня гармонь. Дня, когда хозяин бережно возьмет ее в руки и, всколыхнув волну воспоминаний, растревожит сердце знакомыми наигрышами.
У заядлого гармониста и плясуна, Ласточкина Леонида Петровича, в доме пять этих народных инструментов. Одна гармонь осталась от сына, другие - приобрел сам. Как знать, может быть, именно любимая гармошка и помогала в тягостные минуты жизненных неурядиц преодолевать душевную боль, настраивала на оптимистический лад, давала силы жить дальше.
Леонид Петрович родился в деревне Климово Зыковского сельсовета 17 декабря 1927 года. Судьба не баловала его с самого раннего детства. Когда Лене было три годика, умер отец - матери пришлось поднимать их с сестрой одной. А дети были ее главными помощниками. Умели все: мыть дресвой полы, полоть грядки, поливать, заставать скот, тяжелую работу тоже разделяли напополам с матерью. «Лет в семь, - вспоминает Леонид Петрович, - я уже возил дрова из леса. Мать завяжет воз, направит лошадь на дорогу и отправит меня одного».
Перед самой войной паренек окончил семь классов Жерноковской школы и, как все его сверстники, пошел работать. Все тяготы войны несли на себе подростки и женщины, обремененные детьми и хозяйством. Все вместе ковали Победу, снабжали фронт хлебом, продуктами. «Вставали мы с рассветом и - в поле, до захода солнца трудились наравне с взрослыми. Бывало, что по 17 часов глаз не смыкали. Зимой возили на лошадях навоз, летом - сено. В конце июля кое-где уже созревала рожь, а с середины августа наступала уборка урожая, хлеб с полей убирали весь сентябрь, потом возили его на Лежу. Колхоз наш назывался «Память Ильича» и в то время считался передовым. Поэтому, слава Богу, голода в трудное военное время мы не познали», - рассказывает Леонид Петрович.
В 1944 году, когда пробил час военного лихолетья, Леонид Ласточкин как верный и преданный сын своего Отечества прибавил себе один год и прошел десятичасовую военную подготовку. По ее окончании отправили призывников на Вохтогу, откуда в Вологду ушел тогда целый вагон грязовецких ребят. Уже в дороге будущие солдаты поняли, что такое война: неоднократно состав подвергался бомбежкам с воздуха, многие мальчишки погибли, не доехав до места назначения.
Наш земляк служил в отдельном батальоне ВНОСа (воздушное наблюдение, оповещение и связь). После месячной подготовки солдаты встали на защиту родной земли. От них требовалась не только стойкость, выдержка и смелость, а еще и зоркие глаза и чуткие уши. Здесь нужно было по звуку и внешним признакам распознавать марки своих и чужих самолётов. «Наша задача, - рассказывает Леонид Петрович, - состояла в том, чтобы не пропустить немцев в Мурманск. Если мы засекали противника, немедленно оповещали коммутатор. Оттуда информация поступала к зенитчикам, находившимся на сопках. В наши обязанности входило также и обеспечение батальона бесперебойной связью. Очень часто линию повреждали животные, особенно олени, - мы занимались восстановлением связи». Обеспечивать бесперебойную связь бойцам приходилось далеко не в комфортных условиях, зачастую под обстрелами и бомбежками.
Напряжённые дни и ночи батальон ВНОСа мужественно защищал воздушное пространство над Мурманском. Благодаря раннему обнаружению разведчиками батальона вражеских самолетов открывался плотный зенитный огонь, так что до цели долетали не все самолеты. В задачи части входило не только обнаружение самолетов и определение их типа, но и сбор данных о воздушном противнике, выявление воздушных десантов и оповещение о них наших объектов ПВО. Специальной техники для этой цели в то время еще не было - все данные о воздушной обстановке добывались солдатами-наблюдателями. Воздушная разведка велась непрерывно, днем и ночью.
Однажды на посту бойцы заметили две блеснувшие ракеты. Отряд, в составе которого был и наш земляк, отправился в разведку. Была весна. В результате схода с гор снежной лавины с примесью песка и камней многие бойцы, в том числе и Леонид Петрович, были ранены. Несмотря на это, задание отряд выполнил и домой вернулся с добычей. Солдатам удалось захватить немецких десантников, которые планировали взорвать близлежащую железную дорогу.
Для нашего земляка война на этом закончилась. Пребывание в санчасти, а затем в различных госпиталях было безрезультатным. Тяжелое ранение в голову, полученное во время выполнения задания, не поддавалось лечению. Молодой солдат вернулся в войны со второй группой инвалидности и только в отчем доме почувствовал облегчение. Материнская забота, пчелы и мед (!) все-таки заживили осложнившуюся рану. Избавиться же от боли не удалось. Всю молодость отголосок войны тревожил солдата, не дает забыть он о себе и по сей час.
О боевой службе на севере напоминают нашему земляку заслуженные награды: медаль «За оборону Заполярья» и орден Отечественной войны.
После войны жизнь постепенно входила в привычное русло. Леонид Петрович с большим энтузиазмом взялся за восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Работал там, где нужны были его руки. Добросовестно трудился в колхозе бригадиром, трактористом, механиком, лесником, за что имеет множество Почетных грамот и Благодарностей.
В 1946 году Леонид Петрович женился на Зинаиде Неклюдовой. После 12 лет совместной жизни их семейное счастье прервала болезнь. В 1958 году, оставив троих детей, жена умерла. Старшей дочери, Лене, было на тот момент 11 лет, Нине - 9, Ивану - всего лишь 5 лет. Горечь утраты и груз забот разделила с Леонидом Петровичем его мать - Анна Ивановна, которая перебралась в дом сына и помогала в воспитании детей. 16 лет прожила бабушка с внуками, и словом и делом оказывая помощь осиротевшей семье.
Через три года после ухода из жизни Анны Ивановны Леонид Петрович женился второй раз. Наверное, многие в то время осуждали его брак, поскольку разница в возрасте между супругами составляла 23 года. Светлане Сергеевне было всего лишь 27 лет, но она уже имела печальный опыт семейной жизни. Первый ее муж был не словоохотлив, зато руки распускать любитель. В Леониде Петровиче же Светлана Сергеевна нашла свою вторую половинку. «Если бы все мужчины были такие, как мой Леня, наверное, и зла в мире не было бы», - шутит сейчас она. Добрый, работящий, понимающий. Что еще нужно женщине для счастья?
Родился сын. 17 лет жили Ласточкины не зная горюшка, но случилось непоправимое. В одночасье неожиданно настигнувшая болезнь унесла от родителей любимого сына. Пережить страшную потерю, по словам Светланы Сергеевны, помогла только взаимная поддержка. Силы давали дети Леонида Петровича, для которых он был прекрасным отцом. Ребята получили образование, нашли себя в жизни.
Так случилось, что Леониду Петровичу суждено было пережить смерть еще двух своих детей. В возрасте 60 лет не стало Лены, в 55 умер Иван.
Нина - заслуженный учитель РФ, сейчас живет в Ярославле. У нее две дочери, внучка. Она часто звонит отцу, приезжает в Грязовец и с собой на память увозит записи игры на гармони отца.
В 1988 году Леонид Петрович с женой переехал в Грязовец, перевез с малой Родины в город он и свой дом. Живя в Грязовце, работал плотником: строил дачи, бани не только в нашем районе, но и по всей России. Пришлось мастеровитому грязовчанину принимать участие в строительстве бани даже для Виктора Черномырдина. На заслуженный отдых он вышел только в 77 лет. Многие знакомые еще долгое время, встретив Леонида Петровича на улице, интересовались его работой. Он в ответ удивленно качал головой: «Мне уже скоро восемьдесят, ребята! Сколько же мне работать?!»
Супруги Ласточкины вместе уже 35 лет. Светлана Сергеевна гордится своим правильным, справедливым, скромным и добродушным мужем. Она мечтает о том, что, может быть, еще удастся Леониду Петровичу пожить в благоустроенной квартире, которую пока что только обещают фронтовику. Выпрашивать же жилье, обивая пороги чиновников, не в правилах нашего скромного земляка. Вот и живут они в своем небольшом домике, где имеется водопровод и отопление. Но, по словам Светланы Сергеевны, пожилому человеку необходимы и другие удобства. Холодный туалет, отсутствие ванны - вот что сейчас является проблемой для Ласточкиных. Хочется надеяться, что заслуженная ветераном квартира дождется своего хозяина и семья справит долгожданное новоселье.
Меня провожали добрые глаза человека, честно прожившего непростую жизнь, не сломившегося перед трудностями благодаря душевной стойкости, доброте, необыкновенному терпению и трудолюбию. Согласитесь, достойно преодолевать невзгоды может далеко не каждый - это участь лишь сильных духом людей.
Напоследок спрашиваю Леонида Петровича о секрете долголетия. На миг задумавшись, улыбаясь, он ответил: «Я очень часто возил сено и дрова старушкам. Денег с них не брал, а они благодарили меня по-своему: «Пусть даст тебе Бог здоровья!» Вот и живу….. с их и Божьей помощью».
Е. Щучкина