Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Земляки Ветер соленый, морская стезя...
Просмотров: 2067, комментариев: 0

Ветер соленый, морская стезя...

- Владимир Иванович, не все грязовчане могут представить Вас в флотском мундире... Не все знают, что человек, возглавлявший почти 20 лет Грязовецкий район, является капитаном 3 ранга запаса.

- Многие мои знакомые не верят в это и шутят: «У тебя даже волосы есть!». А если серьезно: я никогда не жалел, что попал на флот. Если бы в моей жизни его не было, не было бы многого другого, что было позже. Как сказал один поэт, «полярные причалы - судьбы моей начало».

- Что для Вас День подводника?

- Вообще, День моряка-подводника в России празднуется не так давно. Он был возрожден в 1996 году, до этого не отмечался почти девять десятилетий. Хотя впервые в классификацию судов морфлота России по приказу Николая II включили новый класс специальных боевых единиц - подводные лодки - в 1906 году. Все, что связано с морем, всегда связано с риском, романтикой, теми вещами, которые не присутствуют в другой профессии, поэтому праздник столь значим. К этой дате в календаре и к тем, кто знает, что такое отсек подводной лодки, я отношусь с определенным трепетом. Так сложились обстоятельства, что на флоте я прослужил 8 лет. Подводные лодки стали для меня тем новым и необычным, что привлекало. Я понимал тогда, что их системы сложнее космических кораблей и освоить все не так-то просто. Здесь могли простить ошибку, но не прощали непрофессионализм. Нужно было быть не только хорошим моряком, но и знать свое дело досконально. У меня это получилось, за что я благодарен судьбе.

- Помните свои чувства, когда впервые оказались в подводной лодке?

- Нет. Зато помню свое первое погружение в водолазном костюме. Было жутко страшно, хотя знаешь, что находишься в учебно-тренировочном пункте. Держишься за трап и боишься оторваться, так как твердой основы под ногами все нет и нет...

- На какой лодке Вам пришлось ходить в море?

- Служил я на атомной подводной лодке второго поколения К-22. Сейчас этот тип выведен из состава ВМФ, на замену пришли другие корабли типа «Курска», пятое поколение лодок, суперсовременная техника. Например, у нас было запрещено курить. На нынешних кораблях есть все, что необходимо для нормальной жизнедеятельности. Корабли оснащены тренажерными залами, бассейнами, фитоцентрами... Я застал «золотое время» флота, когда ему уделяли большое внимание. Немалую роль в то время играла и пропаганда. Помню, например, на скалах большими буквами было написано: «В море - дома». Лодки не стояли у пирсов, были постоянно в море. После 90-го года был провал. Сейчас такие времена прошли, и я рад тому обстоятельству, что на флот обратили серьезное внимание. За последние годы ему передано 4 мощных подводных лодки, в ближайшее время будет введено в строй еще 5. Государство понимает, что этот вид вооруженных сил сегодня самый боеспособный, самый скрытный.

- Трудно ли привыкать к замкнутому пространству?

- Человек учится в нем жить. Мне, к счастью, не составило труда привыкнуть, но были такие, кто уходил, не справившись. Конечно, нужно много работать над собой. Жизнь подводника непроста. В походах тяжело психологически: узкий круг людей, одни и те же лица. Поэтому мне приходилось, являясь секретарем комсомольской организации экипажа корабля, быть на голову выше своих сослуживцев, чтобы исключить любое напряжение в межличностном общении нашей команды, состоявшей из 120 человек. Именно в таких условиях понимаешь, кто тебя не подведет, кто профессионал своего дела. Во времена моей службы было очень много трагедий и аварий. Это было связано с тем, что флот переходил с трехгодичного срока службы на двухгодичный. Эта замена и сказалась на ситуации. Потому-то и был тогда создан Институт мичманов, который я заканчивал.

- У подводников есть какой-то особый спецпаек?

- Да. В рацион входило сухое красное вино, шоколад, соленая рыба. Несколько лет назад по поводу вина даже разгорелась дискуссия. Зачем оно подводникам? Шла борьба с пьянством. На самом деле виноградные вина выводят из организма тяжелые металлы типа стронция.

- Что брали подводники с собой в поход?

- Уходя в море, как правило, мы прихватывали с собой книги. Чаще я читал Шекспира, знал много стихов Байрона. Книги - это пища для мозга.

- Сейчас читаете?

- Уже меньше, чем в ту пору. Пишу вторую книгу.

- О чем, если не секрет?

- Она о развитии местного самоуправления. Думаю, что при жизни ее не издам, поскольку в ней касаюсь межличностных отношений.

- Я знаю, что Вы были делегатом съезда ВЛКСМ.

- Было и такое в моей жизни. После съезда мне пришлось выступать в сотне комсомольских организаций Кольского полуострова. Когда выходишь перед аудиторией первый раз, не знаешь, что сказать. Второй - уже проще, десятый - делаешь это легко. Этот опыт, конечно, мне пригодился в жизни.

- Почему расстались с морем?

- Расстаться с флотом пришлось, потому что закончился срок контракта, появилась семья. Вернулся домой в Грязовец, где меня пригласили на работу в райком партии.

- Не казалась работа на гражданке скучной? Ведь прежняя была сопряжена с постоянным риском, адреналином...

- Может быть, поначалу была ностальгия, но подводники не всегда находятся под водой. Повседневная жизнь достаточно однообразна.

- Владимир Иванович, Вы член Морского Собрания, которое пропагандирует лучшие традиции Российского флота.

- Совершенно верно. В 1996 году я создал Морское Собрание. В следующем году - 20 лет, как оно существует. Собрание было создано в непростое время, когда на армию был «накат», когда офицеры боялись ходить в форме. Члены Собрания - моряки. Несмотря на то, что нас немного, мы до сих пор общаемся, проводим различные мероприятия. У нас сложились свои традиции. В преддверии праздника хочется поздравить тех, кто несет боевую службу на подводной лодке, тех, кто бороздил морские просторы и тех, кому повезет в жизни попасть на атомный подводный флот. Подводный флот - это особый род войск, где ценятся самые правильные человеческие качества: дружба, способность к самопожертвованию, высочайший профессионализм. И все это соединяется в одно слово - гордость за свою страну. Всем подводникам посвящаются эти строки:

«Я славлю всех, кто вместе с флотом вырос
Там, на распутье северных ветров,
Кто сто штормов так мужественно вынес,
Все мелочное в жизни поборов.
Кто шел вперед по-флотски твердым шагом
И нес по голубой меже
Бессмертье, верность Родине, отвагу,
Кто и сейчас стоит под гордым флагом
На северном полярном рубеже».

Беседовала Е. ЩУЧКИНА.





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС