Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того Австралийка с русской душой
Просмотров: 1789, комментариев: 0

Австралийка с русской душой

Материал в номере от 12.09.2015.

Праправнучатая племянница святителя Игнатия Брянчанинова, внучка последнего владельца усадьбы Владимира Николаевича Брянчанинова Татьяна Ватсон снова гостила в Покровском. Редакция «Сельской правды» не могла упустить возможность познакомиться с легендарной женщиной, прямой наследницей старинного дворянского рода. Мы попросили о встрече, и Татьяна Александровна охотно согласилась. Австралийка с русской душой, говорящая на четырех языках, отлично знающая русский, улыбчивая и гостеприимная, принимала нас в своем маленьком домике, поила чаем и рассказывала о жизни.

Напомним, что Татьяна Александровна Ватсон (в девичестве Шуберт) родилась в Праге 24 марта 1934 года в семье чеха Александра Шуберта и Екатерины Владимировны Брянчаниновых. В 1949 году семья Шуберт переехала из Праги в Вену (Австрия), а в 1950 – в город Перт (Западная Австралия). В 1956 году Татьяна Александровна вышла замуж за морского офицера Дональда Чарльза Ватсона. В счастливом браке супруги прожили более 50 лет. В семье родилось четверо детей: три сына и дочь.

С 1994 года Татьяна Александровна ежегодно приезжает в родовую усадьбу: принимает активное участие в ее восстановлении, участвует в знаковых мероприятиях Культурно-просветительского и духовного центра «Усадьба Брянчаниновых», регулярно встречается с посетителями усадебного комплекса, проводит экскурсии.

27 августа Татьяна Александровна была удостоена высшей государственной награды региона - медали «За заслуги перед Вологодской областью», которую ей вручил лично Губернатор области О. А. Кувшинников.

- Это награда для тех, кто является героем сегодняшнего дня. Считаю, что Вы, уважаемая Татьяна Александровна, являетесь таким героем. Вы воодушевитель и надежный талисман этого дома. Только Ваше личное участие и неравнодушное отношение к проблемам усадьбы спасло ее от неминуемого разрушения. Ваша созидательная деятельность – пример для многих вологжан, - обратился к Татьяне Ватсон глава региона.

А 1 сентября, в качестве попечительницы НОУ «Ярославская Губернская Гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова», Татьяна Александровна была награждена медалью Ярославских чудотворцев за благотворительное попечение о лучших учащихся и активное многолетнее участие в деятельности Гимназии. Все это было предисловием, чтобы уважаемые читатели представляли себе масштаб личности этой выдающейся женщины. А теперь перейдем к личным впечатлениям.

Совершенно русская, очаровательная, радушная хозяйка маленького синего домика, расположенного прямо напротив церкви, для начала познакомила нас со своим старшим сыном. Петр приехал навестить маму и усадьбу, в которой уже бывал неоднократно, и присутствовал на вручении медалей. Он не принимал участия в разговоре с нами, т.к. не говорит по-русски, но как истинный джентльмен предложил дамам чаю и удалился в другую комнату.


Татьяна Ватсон с сыном Петром

- Татьяна Александровна, расскажите о Ваших впечатлениях о России во время первого приезда.

- Впервые я приехала в Россию в 1985 году для путешествия по Золотому кольцу. Я была очень довольна, ставила свечки в церквях и была рада, что все увидела. Второй раз приехала в 1987 году – путешествовали по Великому Шелковому пути из Ташкента в Алма-Ату вместе с моим мужем. Мы побывали в Сергиевой Пустыни, увидели Святейшего патриарха Пимена. Потом два раза я встречалась в Петербурге с Софией Мстиславовной Толстой, внучкой Александра Семеновича, у которой пыталась узнать о судьбе усадьбы. Она ничего не знала. Но так случилось, что мой муж по первой профессии был морским офицером и приглашал в гости капитанов с русских судов, которые заходили в наш порт. Одного из этих капитанов дальнего плавания я попросила разузнать хоть что-то об усадьбе в Покровском. Он выполнил мою просьбу.

Прибыв в Россию, взял машину и, отмахав 700 верст, приехал в Покровское. У его молодой жены в машине были очень красивые подушки для удобства, дорога была ужасная, и, когда они застревали в очередной яме, под колеса приходилось подкладывать одну из подушек. К концу путешествия от подушек почти ничего не осталось. В Покровском тогда располагался туберкулезный санаторий. Капитан поговорил с пациентами, с руководством и сообщил об этом мне. Но моя мама уже не дожила до этого известия: в 1993 году она умерла. А в 1994 я приехала в усадьбу сама и с тех пор продолжаю здесь бывать.

- Изменилась ли Россия с тех пор?

- О, да. Очень изменилась. В то время в России у всех было почти одинаковое жалованье. Я интересовалась этим у проводницы в поезде и у главврача больницы - удивительно, но суммы были почти одинаковые. У нас в Австралии их зарплаты отличались бы в разы. А после перестройки социальное неравенство в России стало очень быстро расти. Появились олигархи, а пенсионеры находятся в бедственном положении. В Австралии рабочие специальности очень хорошо оплачиваются, у нас есть союзы рабочих, которые за этим очень жестко следят. У нас нет очень богатых и очень бедных. Есть разные слои населения, но без видимых перегибов.
Чем еще поразила меня Россия, так это наличием «хрущевок» - многоэтажные дома и маленькие квартиры. В Перте, где я живу, квартир почти нет. У нас молодая семья сразу берет кредит и покупает себе дом. Возле дома обязательно есть небольшой сад, поэтому город растянут на 150 км вдоль побережья, а на одной улице живут всего 50–60 человек. К тому моменту, когда человек выходит на пенсию, кредит уже выплачен, а за коммунальные услуги мы платим совсем немного, поэтому пенсии хватает на хорошую жизнь.

- Пенсии хватает и на путешествия?

- Нет, вероятно, мне бы не хватило. У нас человек получает пенсию, если достигнув пенсионного возраста, имеет только дом, машину и определенную сумму денег на банковском счете. Если человек гораздо более обеспеченный, то государственная пенсия ему не полагается. Поэтому, если вы хорошо зарабатываете (а у нас с мужем были хорошие заработки – я преподавала в университете, а муж был стоматологом), вы платите взносы в Пенсионный фонд. Выйдя на пенсию, человек мог решить, хочет ли он пенсию ежемесячно или всю сумму сразу. Сейчас выдают всю сумму сразу. Я вышла на пенсию в 55 лет, сейчас выходят в 65 лет, говорят, что скоро увеличат до 70 лет. В молодости я часть средств отдавала в банк под проценты, другую часть вкладывала в акции разных предприятий и недвижимое имущество. Поэтому теперь на свою пенсию я живу, а на дивиденды от акций и на деньги от продажи недвижимости могу еще и путешествовать. Мне всегда приходилось быть экономной, это вошло в привычку и теперь мне помогает.

- Татьяна Александровна, а как в Австралии относятся к России?

- С австралийцами я не говорю о России, а русские относятся, как и везде – волнуются, сопереживают.

- Как Вы относитесь к выдвигаемым сейчас против России санкциям?

- Я всегда говорила, что Владимир Владимирович Путин молодец, что взял назад Крым. Я нахожу, что России очень повезло с Президентом. Он очень хорошо справляется с урегулированием ситуации. Считаю, что Россию несправедливо обвиняют и чинят всяческие препоны.

- Слышала, что в Австралии введены визовые ограничения. На Вас это не отразилось?

- У меня австралийское гражданство, поэтому проблем нет. А в Россию я приезжаю по приглашению на 90 дней. Было бы приятно получить двойное гражданство, наверно, стоит этим заняться.

- Вы побывали уже во многих городах России. Какие из них Вам понравились больше?

- Я очень люблю Санкт-Петербург. Много раз там бывала и нахожу его очень красивым. Петербуржцы приветливые и охотно помогают, если возникают затруднения. В отличие от Москвы. С 2007 года я стала часто бывать в Ярославле по делам церковной гимназии им. святителя Игнатия. Этот город мне тоже очень нравится. Я считаю, что церковные школы очень важны для воспитания детей – они учат основам религии, уважительному поведению и многим другим хорошим качествам, которые должны быть у человека. Мои дети посещали церковные школы, правда, не православные, а англиканские.

- Татьяна Александровна, расскажите, как Вы учили языки?

- Мама вышла замуж за чеха, поэтому родители говорили со мной по-чешски. Бабушка с дедушкой брали меня на выходные и говорили по-русски. У нас была кухарка немка – с ней я говорила по-немецки. В три года я свободно говорила на этих трех языках, но грамматику никогда не изучала. В 11 лет бабушка сказала, что мне нужно выучить английский и французский, как и положено дворянской внучке. Бабушка учила меня английскому, а дедушка - французскому. Бабушка была строгая, поэтому английский шел у меня хорошо, а дедушка был добрый, прощал мне невыученные задания, поэтому французского я не знаю. Так и получается, что я говорю на 4-х языках.

- А Ваши дети тоже знают несколько языков?

- Они говорят на английском. Должна отметить, что я пыталась научить их русскому, и в какие-то моменты у них неплохо получалось, но потом все забывалось.

- Какие профессии они выбрали?

- У меня в семье очень много докторов. Петр – нейрохирург, его жена – врач общей практики; дочь Сюзанна была учителем начальных классов (сейчас она на пенсии), второй сын Иван - юрист, младший сын Михаил – микробиолог и педиатр, его жена – геронтолог. Но мне от этого нет никакой пользы, потому что как только я начинаю жаловаться, они говорят: «Мама, ты член семьи, нам тебя лечить нельзя. Иди к своему доктору» (смеется).
У меня 6 внуков. Старший внук Тимофей в Америке (Петр как раз сейчас к нему поедет). Он дизайнер, выиграл конкурс и получил работу в одном из модных салонов Нью-Йорка. Его работа связана с разъездами, он побывал уже во многих странах и городах – Париже, Амстердаме, Милане, недавно был в Мумбаи (Индия). Его брат Кристофер окончил медицинскую академию и сейчас проходит интернатуру. Затем Елена (Элен), Ли (но мы его зовем Леонид), София и Матвей. В нашей семье всегда старались выбирать такие имена, которые бы звучали на всех языках.

- Дети были в Покровском?

- Да, все дети и внуки бывали в Покровском, только младший внук Матвей (ему 8 лет) еще не был. Когда я была здесь с внучкой, которой тогда было 6 лет, надеялась, что она подружится с ровесниками и хоть немного выучит язык. Она подружилась с девочкой, они прекрасно играли, но язык не выучила ни одна из них.

- А как Вы себя чувствуете в Покровском?

- Как дома. Мне здесь комфортно и уютно. Начав приезжать в Россию, я хотела жить неподалеку от усадьбы. Мне предложили выкупить здание бывшего магазина. Теперь у меня здесь четыре сотки земли и этот домик. Сначала это был дом священника, потом контора колхоза, потом почта, потом магазин. Мы перестроили его под жилье: из склада сделали две спальни, построили лестницу на чердак и оборудовали еще одну маленькую комнату.


С. Покровское. Комната в доме Татьяны Ватсон.

- Расскажите о Вашей деятельности в Австралии.

- Я состояла в очень многих комитетах – государственных и благотворительных. Мы добились, чтобы родителям разрешали оставаться с детьми в больницах, мы выходили в детские сады и рассказывали о том, как вести себя в больницах, разыгрывали сценки, дети могли примерить форму врача и медсестры; в другой общественной организации мы отстаивали права пациентов. В 1993 году меня попросили возглавить благотворительное общество при церкви «Марфы и Марии». Первыми, кому потребовалась помощь, стали русские интернет-невесты. В 90-х годах многие россиянки решили, что замуж гораздо лучше выйти за иностранца. Брачное агентство было у нас и в Екатеринбурге, и все австралийские мужчины, разведенные или вдовцы, начали знакомиться с молодыми русскими девушками и создавать семьи. Проблемы начались сразу: почти все мужчины были без образования, тогда как девушки почти все с высшим образованием. Встала проблема огромной разницы в возрасте и языкового барьера. Муж и жена не понимали друг друга, русский темперамент брал свое, и в семьях начинались крики, ссоры и разводы. Удачные браки тоже были, но мало.

- Что еще есть особенного в Австралии, чего нет у нас?

- У нас, к примеру, взрослые дети не живут вместе с родителями. Это не принято. Еще у нас стали популярны поселки для пожилых людей (я сейчас живу в таком). В них можно жить только после 55 лет. Там очень хорошо. Человек может купить себе там квартиру, одноэтажный или двухэтажный домик. В поселке есть клуб, бассейн, компьютерные комнаты, там проводятся различные вечера. Особенно хорошо, что в каждом доме есть тревожная кнопка и круглосуточное дежурство специалистов. Человек может заказать дополнительные услуги – покупку продуктов, приготовление пищи, уборку и др. Все это стоит совсем недорого, т. к. большую часть оплачивает государство, зато вы находитесь в своем доме, в привычной обстановке, а не в казенной чужой комнате. Вы оплачиваете ремонт и содержание дома изнутри, а государство - снаружи. Например, за внешним садиком ухаживает садовник, а внутренний дворик обихаживаете вы сами. У меня там растут цветы в горшках – я очень люблю зелень.

- Австралийцы люди гостеприимные?

- Очень! Это народ, который всем помогает – друг другу и разным другим странам. Когда мы впервые приехали, нам тоже помогали. Если кто-то в беде – тут же спешат на помощь. Они, как и русские люди, любят ходить в гости. У меня много друзей, мы часто встречаемся. Единственно, что с долей шутки говорят о русских: «Если вы зовете их в гости, то назначайте время на час раньше, а готовить начинайте на час позже, если не хотите, чтобы ужин остыл». Считается, что русские всегда опаздывают.

- Татьяна Александровна, а Ваша мама и бабушка умели готовить?

- С этим была проблема. У моей бабушки всегда были горничные и кухарки, самой ей готовить не приходилось. И у мамы тоже была кухарка, а когда Вторая мировая война закончилась, маме пришлось начать готовить, но она не умела. Поэтому она отсылала меня, одиннадцатилетнюю, к соседке - узнать, как готовить то или другое блюдо, я все записывала, и мы вместе дома готовили.

- В этом был плюс – готовить научились Вы.

- Да, таким образом я научилась готовить и, когда вышла замуж, мне пришлось освоить эту науку в совершенстве. Но что интересно, когда я была еще невестой, мой будущий муж, в ту пору студент, приглашал меня в их с другом съемную квартиру и устраивал удивительные ужины. Я думала: «Как хорошо, что муж так вкусно готовит! Какая я счастливая!» Как только мы поженились, он перестал готовить совсем, сказал, что это обязанность жены. Я готовила больше австралийские блюда – супы, мясо с овощами или картошкой, но я не готовила чешские или русские блюда. В Австралии супы мы готовим только зимой, а в основном едим салаты и мясо, потому что очень жарко и ничего горячего не хочется.

- Какие блюда русской кухни Вы любите?

- Люблю пельмени, но сама их не леплю, покупаю в магазине. Еще люблю окрошку, но готовить ее не умею, меня угощают.

- Татьяна Александровна, а какая страна Вам все же роднее?

- Три месяца в году я живу в России, девять месяцев - в Австралии и всегда говорю, что когда я в России, у меня русская душа, а в Австралии я австралийка. Но даже когда я в Австралии, я все равно большей частью русская – вижу очень много русских людей, хожу в православную церковь, много лет посвятила благотворительному обществу «Марфа и Мария», где мы помогали русским женщинам, попавшим в трудную ситуацию.

- А бывает ли ностальгия по России?

- Я очень люблю Покровское, постоянно беспокоюсь, как там дела, переписываюсь с девочками, работающими в усадьбе, переживаю о том, что еще много недоделок снаружи здания. Иногда Покровское мне снится…
Вот такая беседа состоялась у нас с Татьяной Ватсон. В заключение она показала свою чердачную комнатку, полную книг, картин и сувениров, которые ей привозят со всех уголков области, а также фотографии своего дома в Австралии - уютный двухэтажный домик с тремя спальнями, балкончиком и утопающим в цветах садиком. Внутри светлые стены, лаконичная мебель – удобно, просторно, функционально. В комнате покойного мужа – строгость и симметрия. В комнате Татьяны Александровны – разноцветье фотографий, статуэток, картин, в том числе и с изображением родного Покровского.

На прощание мы поблагодарили Татьяну Александровну за теплый прием и душевный разговор и расцеловались. Как сказала она: «Один раз – по-австралийски, два раза – по-французски, три раза – по-русски». Мы попрощались по-русски и увезли в душе целую бурю эмоций, которая еще долго будет согревать нас теплом воспоминаний.

Н. Носова





опрос

Какое из домашних дел вы больше всего не любите выполнять?
Все опросы

Анонс номера

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС