Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того Безмолвное Щекутьево
Просмотров: 1959, комментариев: 0

Безмолвное Щекутьево

Материал в номере от 17.10.2015.

Осеннее Щекутьево встречало гостей тишиной. Проходя вдоль домов, слышала лишь собственные шаги и отдаленный шум воды – речка Комела в этом месте имеет порожистое, быстрое течение. Ориентируясь на этот самый шум, можно без труда выйти к берегу. Первое, что встает перед глазами – старинное, внушительных размеров, сооружение из камня, похожее на мост. Но об этом чуть позже.

По воле случая я все-таки встретила местных жителей, которые еще находились в Щекутьево перед отъездом на «зимовку» - заканчивали последние работы на участках, готовили дома к продолжительному периоду без хозяев.

Первой собеседницей стала шустрая, энергичная бабушка небольшого роста – Екатерина Николаевна Карачалова. Узнав о причинах моего приезда в Щекутьево, пожилая женщина оживилась еще больше:

- Жизнь прожита, нам остаются лишь воспоминания, – начала свой рассказ Екатерина Николаевна. - Бывает, вечером соберемся жителями нашей деревни на завалинку и сидим, горюем. Деревня плачет, и мы плачем. Жалко всего. Раньше деревни густонаселенные были, семьи хозяйством занимались, мелкий, крупный скот держали, птицу. Жили дружно, помогали друг другу: сегодня мой огород копаем, а завтра к соседям идем.

В 1956 году Екатерина Николаевна окончила Белозерский техникум и приехала работать зоотехником в колхоз «Аврора». В Щекутьево семья Карачаловых переехала в 1969 году.

В то время деревня насчитывала порядка 20 домов. Здесь были две школы – начальная и «семилетка». А еще сельский клуб, магазин, медпункт, конюшня, скотный двор на 200 голов, мельница, сушилка и зерновой склад. В соседней деревне была своя пекарня, где, как утверждает бабушка Катя, пекли самый вкусный хлеб! Сейчас ничего этого нет, все давно сровнялось с землей. Нет и пекарни, а значит, нет и того самого хлебца, ломоть которого так часто вспоминают старожилы.

До Щекутьево вели две дороги – пешеходная и гужевая, поэтому деревне было необходимо обеспечивать себя самым необходимым самостоятельно.

- Бабушка Катя, а что у вас там за развалины на реке? Мост? – вдруг вспоминаю я.
- А это наша гидроэлектростанция. Слышала от отца, что ее пленные немцы строили. В нашей деревне, в одной из первых, свет был. Регенератор стоял на берегу. Когда уровень воды в реке поднимался, то турбины начинали свою работу. Река раньше глубокая была, каждую весну ледоход, затопления. За это время не только мы, но и природа изменилась.

Екатерина Николаевна с мужем Виталием Александровичем вместе 55 лет.
- Виталий в 1958 году с армии приехал. Я ростом маленькая была, но бойкая! Как тогда говорили – ходовая девка! Поэтому без внимания будущего мужа не осталась. Несмотря на свой боевой нрав, супругу я во многом уступала, да и он многое терпел. Я все время на таких должностях работала, что приходилось часто уезжать то на учебу, то в командировку – дети и хозяйство ложились на плечи мужа, но он никогда меня не подводил, со всем справлялся.

- Как же получилось, что деревня, в которой было все для жизни, опустела?
- Деревня начала пустеть в начале 80-х годов. Щекутьево расположено на тупике буйской и московской железных дорог, поэтому многие мужчины стали уходить работать на железную дорогу, а когда появился кооператив, многие семьи стали приобретать квартиры в Вологде. Население постепенно убывало, закрылись школы. Свою дочь с 5-го класса пришлось отдать в интернат в Слободе. Так дети стали отвыкать от работы на земле, поменялось их отношение к жизни в деревне. Старики тем временем умирали, а молодежь возвращаться обратно не хотела. Вот я теперь в Щекутьево самая старая осталась – 80 лет мне.

За время нашей прогулки по деревенской улочке я ни разу не подумала о возрасте моей собеседницы. Такие люди никогда не стареют, потому что их душа всегда остается молодой. Как признается сама бабушка Катя, здоровье до сих пор позволяет ей заниматься общественной работой и следить за порядком на приусадебном участке.

Наши голоса прервали привычную осеннюю тишину, и мы не остались незамеченными. К нам спешили еще две женщины. Всем было интересно, что за переполох случился в их деревне.

Ольга Федоровна Ноздрина – заслуженный работник сельского хозяйства. Приехала в Щекутьево в 1974 году, по распределению, бригадиром полеводческой бригады. Вышла замуж, родила ребенка. Когда ребенок немного подрос, пришлось идти работать на железную дорогу, так как детского садика не было.

- Работали с мужем по сменам, чтобы с малышом кто-нибудь из нас мог заниматься. Шесть лет я трудилась на железной дороге, а потом позвали на ферму. Там работала 16 лет, за это время кем только не была – и бригадиром, и осеменатором, и дояркой. Когда молоко стали возить в Москву, нашу ферму закрыли, так как не было условий для хранения. Меня перевели на комплекс, там проработала еще 12 лет.

Александра Александровна Хрулёва награждена Орденом Трудовой Славы. Женщина оказалась немногословной и предпочитала больше слушать. Настаивать я не стала.


На фото слева направо:
Екатерина Николаевна Карачалова, Ольга Федоровна Ноздрина, Александра Александровна Хрулёва.

Сейчас, как посетовали женщины, в деревне всегда тишина. Не мычат с утра коровы, не брякают ведра, не слышно ржания коней, идущих на водопой. Деревня безмолвно наблюдает за последними жителями. Впереди зима, это значит, что нужно проводить старожилов на «зимовку» и ждать новой встречи. Весной. Обязательно дождется!

А. Тарасенко





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС