Название изменилось, а суть осталась прежняя. Уже несколько лет средняя общеобразовательная школа № 1, а теперь и все школы района и области предоставляют такую услугу как электронный дневник.
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ПАТРАКЕЕВА, начальник Управления образования:
- Уже три года в школах нашего района предоставление информации о текущей успеваемости обучающихся осуществляется через электронные дневники. Сначала это делалось посредством информационной системы «Дневник.ру», а с 2014 года - государственной информационной системы области «Система образования Вологодской области» (сокращенное наименование информационной системы – ГИС «Образование»).
Апробация началась еще в декабре 2013 года, а к настоящему времени закончились етестовые испытания.
В настоящее время обучающимся и родителям предоставляется возможность посмотреть в электронном дневнике оценки, домашнее задание и расписание уроков.
Обязанность заполнять электронные журналы занесена в должностные инструкции педагогов. Эта работа требует дополнительного времени и умения. Поэтому Управлением образования района введена инициатива по мотивированию и поощрению лучших педагогов и образовательных учреждений, тех, кто наиболее активно и своевременно работает с электронным журналом.
В 2014-2015 учебном году объявлен конкурс «Электронный журнал» среди педагогов и образовательных учреждений. Итоги подводятся по окончании каждой четверти, наиболее активные педагоги в каждой школе поощряются премиями, а лучшие учреждения - грантами.
Надеемся, что данная работа педагогов будет востребована обучающимися и их родителями и будет иметь своим результатом повышение качества образования наших детей.
ИРИНА ФЕДОРОВНА МОРЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 1 г. Грязовца:
- В полном объеме по программе ГИС «Образование» мы начали работать с первого сентября этого учебного года. В прошлом учебном году работали в тестовом режиме только четвертую четверть. Педагоги привыкали, смотрели, учились, как зарегистрировать, как внести данные. Всего у нас 882 обучающихся, 54 педагога, 1333 родителя – все они внесены в систему. Логин и пароль выдается каждому родителю и ребенку отдельно. Функции системы в том, чтобы родители могли контролировать посещаемость и успеваемость своего ребенка. Там же можно посмотреть расписание, домашнее задание, тему урока, вид деятельности на уроке и оценки. Очень активно электронными дневниками пользуются родители учеников начальных классов, в старших классах - заметно меньше. Наверное, это связано с тем, что за маленькими детьми все равно больше приглядывают и контролируют.
В идеале каждый педагог после проведенного урока должен сразу занести итоги в электронную систему, но в перемену это бывает достаточно трудно сделать, поэтому большинство учителей заполняют электронные дневники после уроков. Я регулярно проверяю точность заполнения педагогами электронной базы – уроки по плану, фактически проведенные и занесенные в дневники и журналы, должны совпадать.
Что касается конкурса, то это делается и с целью стимулирования учителей, и для того чтобы знания каждого ребенка были как можно чаще проверены и оценены. Мы, конечно, сначала очень волновались, как это все будет происходить на практике, но пока получается неплохо – наша школа по итогам обеих четвертей заняла 1-е место.
- Ваше личное мнение по поводу необходимости электронных дневников?
- Я считаю, что такая услуга полезна, очень удобна и востребована.
- А не получится ли так, что мы наших детей приучим к безответственности в том плане, что они совсем перестанут заполнять свои бумажные дневники - прослушал учителя, не записал, - а ладно, можно в Интернете посмотреть!
- Я так не думаю, потому что пока бумажный дневник все равно остаётся обязательным для школьника документом. Поэтому все как раньше – дневник ведется, заполняется, проверяется. Мы контролируем, смотрят ли родители дневник, т.е. электронный журнал в настоящее время является дополнительной услугой, которой, кстати, многие родители уже активно пользуются.
- Чем отличается ГИС «Образование» от «Девник.ru»?
- В «Девник.ru» детям нравилось, что можно было пообщаться друг с другом, фотографии разместить, оставить комментарии, пригласить в друзья – это было что-то вроде социальной сети. В ГИС «Образование» развлекательных моментов нет - только официальная информация, связанная с учебной деятельностью.
- Есть ли у электронного журнала какие-то дополнительные возможности?
- В электронном журнале можно прикреплять дополнительные файлы с индивидуальными заданиями, но пользуемся этим очень мало, чтобы не ставить детей в неравные условия – не у всех есть возможность выйти в Интернет. Хотя по нашей школе, согласно проведенному опросу, почти 100% учащихся имеют такую возможность.
ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА СОЛОВЬЕВА, системный администратор школы:
- Мое мнение как специалиста и как родителя: «Электронный журнал» - услуга очень нужная и удобная именно для родителей. Удобно тем, что в конце четверти выводится даже средний балл по предмету. Родителям сразу видно, где у ребенка слабое звено, куда направить усилия. С уверенностью могу сказать – никто не увидит оценки вашего ребенка, кроме вас. Даже учитель видит только свой предмет в конкретном классе, никакие другие предметы он просмотреть не может.
Или взять, например, зачисление детей в первые классы. Можно не стоять в очередь, а через портал госуслуг подать заявление в первый класс. Заходишь на портал, заносишь все необходимые данные, а потом в течение недели приносишь в школу оригиналы документов. Мы смотрим по времени, вплоть до секунд, когда поступило заявление, т.е. соблюдаем очередность, регистрируем его и на электронный адрес отправителя поступает информация о том, что заявление принято. Если отказали, то по какой причине. Никаких очередей и суеты. В заявлении даже можно указать, в какой класс вы хотите попасть.
Мнения по поводу необходимости электронных дневников разнятся. Мы провела мини-опрос среди родителей и вот что услышали.
Ирина:
- Да, конечно, пользуемся - и я, и ребенок. Домашнее задание, если не запишет, можно посмотреть и оценки проконтролировать... Нам нравится!
Юлия:
- Нет, мы не пользуемся, мне удобен обычный дневник. Я редко пользуюсь компьютером.
Алла:
- Заходила пару раз. Дневником активно пользуется младшая дочь – не терпится узнать оценки за самостоятельные и контрольные работы.
Наталья:
- Честно говоря, в дневник заходила только один раз, и дочь сама один раз зашла. Нам удобнее с бумажным дневником работать.
Ольга:
- У нас не получилось его открыть, и я вообще не понимаю, зачем он нужен.
Марина:
- Активно пользуюсь. Почти каждый день. Смотрю оценки и домашние задания.
Екатерина:
- Пользуемся. Контролирую успеваемость, и все ли заданное сын выучил.
Адрес сайта ГИС «Образование» https://school.vip.edu35.ru Информацию для справок можно получить на сайте Управления образования в разделе «Электронный журнал» http://u12.edu35.ru/electron или у ответственных за работу в данной системе в каждой школе и специалиста по информатизации БУ «Центр обеспечения деятельности ОУ» И. Ю. Мистюковой (тел. 2-10-92).
Н. НОСОВА
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
Аутсорсинг в образовании
О развитии сети образовательных учреждений
Татьяна Патракеева о 10 ключевых вопросах развития образования