Эффективность деятельности глав поселений будет оценена в ходе областного конкурса «Лучшее поселение Вологодской области». Участие в конкурсе должно стать неким стимулом для глав поселений в поиске путей дальнейшего развития территорий. Лучшие по итогам конкурса поселения получат гранты на реализацию проектов, их опыт будет распространен по области.
Следует отметить, что на протяжении нескольких лет в Грязовецком районе в преддверии ежегодного Праздника труда проходит смотр-конкурс «Качество жизни в поселениях Грязовецкого муниципального района». Опыт проведения конкурса дал положительные результаты, появилась возможность «наглядно» оценить деятельность местной власти, оказать всестороннюю поддержку инициативам жителей по благоустройству своих населенных пунктов.
Предлагаем вам познакомиться с мнением главы Грязовецкого муниципального района Михаила Андреевича Лупандина о проведении подобных конкурсов.
- Михаил Андреевич, что в Вашем понимании означает «Лучшее поселение»?
- Эффективность развития сельских поселений можно оценивать по целому ряду критериев. Лучшими, на мой взгляд, являются те поселения, которые результативно решают вопросы развития экономического потенциала с целью пополнения бюджета. Бюджет поселений должен быть самодостаточным, но зачастую собственной доходной базы не хватает для исполнений полномочий. Молодцы те главы, у которых при недостатке бюджетных средств, получается предоставить максимальное количество качественных социальных услуг населению в соответствии с полномочиями, добившиеся наивысших результатов в решении вопросов жилищно-коммунального обслуживания, благоустройства. Также немаловажным фактором является степень вовлеченности жителей поселений в общественную жизнь, взаимодействие населения с властью, участие муниципальных образований в различных федеральных и областных программах.
- Какие программы, направленные на развитие сельских территорий, реализуются в муниципальных образованиях района?
- В Грязовецком муниципальном районе на сегодняшний день реализуется более 30 долгосрочных целевых программ. Во всех программах предусмотрены мероприятия, как в целом районного уровня, так и конкретных муниципальных образований района. Участие муниципалов в данных программах дает возможность привлечь на территорию федеральные и областные бюджетные инвестиции.
Например, разработав районную долгосрочную целевую программу «Развитие социально-экономического потенциала муниципального образования Юровское Грязовецкого муниципального района на 2011-2015 годы», муниципальное образование Юровское стало участником пилотного проекта «Развитие социального потенциала сельских поселений». В рамках реализации данной программы осуществляется ремонт Юровской амбулатории, разработан эскизный проект и проектно-сметная документация благоустройства с. Покровское. Выполнены начальные работы по устройству автостоянки.
Муниципальное образование Вохтожское стало участником областных адресных программ № 4 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2011-2012 гг.» и № 5 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012-2013 гг.
Благодаря участию в программах в п. Вохтога осуществляется строительство 23-квартирного дома, в который будет переселено 23 семьи (63 человека) из 9 аварийных домов и строится 14-квартирный дом, в него переселят 14 семей (29 человек) из 6 домов. Ввод в эксплуатацию обоих домов планируется на 2013 год.
У каждого муниципального образования есть шанс, благодаря участию в программах, благоустроить населенные пункты, решить вопросы капитального ремонта жилого фонда, переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, устройства плоскостных спортивных сооружений и иные проблемы сельской территории.
- Михаил Андреевич, одним из критериев оценки эффективности развития сельских поселений Вы назвали взаимодействие власти и народа. Приведите примеры такого взаимодействия.
- Примеров много. Так, предприниматели, работающие на территории муниципального образования Сидоровское, активно взаимодействуют с местной администрацией: помогают решать вопросы благоустройства (выделяют технику для укладки тротуарных плит, делают подсыпку, ремонтируют мосты), создают рабочие места, обеспечивают население пожилого возраста дровами, оказывают помощь в организации культурных мероприятий.
В муниципальном образовании Комьянское индивидуальный предприниматель Смирнова Татьяна Михайловна выступила с инициативой благоустроить территорию детского сада в д. Хорошево и разработала проект «Подари радость детям». Участниками проекта стали местные жители, предприниматели, руководство племенного завода-колхоза «Аврора», администрация поселения, депутат Законодательного Собрания Вологодской области Симаков Константин Павлович, генеральный директор ООО «Металлресурс» Соколов Владимир Александрович, ООО «ЖКХ Комья». Было организовано несколько субботников по благоустройству территории. Проведена большая работа, завершить которую планируется в летний период.
- На Ваш взгляд, какие результаты можно получить в результате проведения таких конкурсов?
- Главная цель конкурса - дать новый стимул к развитию поселений, что должно привести к улучшению качества жизни людей. Сегодня не хватает средств для решения тех или иных проблем. Участие и победа в конкурсе даст возможность получить дополнительные средства и направить их на развитие территории.
Также, опубликование, обнародование положительного опыта осуществления местного самоуправления может стать хорошим примером для всех глав.
Любой конкурс – это обобщение накопленного опыта. Участие поселений в конкурсе может стать неким подведением итогов того, что было сделано и что еще необходимо выполнить, что особенно актуально в преддверии проведения муниципальных выборов.
В сентябре жителям Грязовецкого района предстоит выбрать глав поселений и депутатов советов поселений. Надеюсь, что будет сделан правильный выбор, избраны работоспособные, ответственные, знающие люди.
Беседовала
А. АРТЕМЬЕВА.