Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того Материал в номере от 27.05.2017. "АХ, ЛЁН, ЛЕНОК..."
Просмотров: 2391, комментариев: 0

Материал в номере от 27.05.2017. "АХ, ЛЁН, ЛЕНОК..."

На Вологодчине в былые времена функционировало более 20 льнозаводов. Два работали в Грязовецком районе. Один из них располагался в поселке с одноименным названием в нескольких километрах от райцентра. Именно туда мы и отправились на очередные «Сельские встречи». Погода в этот день не баловала, зато местные жители оказались замечательными собеседниками.

«Льном только и живем...»

Как известно, лен называют «северным шелком». Про него в народе говорили: «Лен с ленью не ходит». Льноводство - дело тяжелое, но благодатное. Оно оказало большое влияние на экономическое развитие района. По данным «Памятной книжки Вологодской губернии на 1896-97 гг.», Грязовецкий уезд по культуре льна занимал I место между прочими уездами Вологодской губернии. В книге сказано: «Из всех возделываемых здесь сельскохозяйственных растений лен, без сомнения, дает самый большой валовой доход, равносильный для крестьянина чистой прибыли, так как все работы по культуре и обработке льна крестьянин производит сам со своим семейством. «Льном только и живем: льном подати платим, льном праздники справляем», - заявляют крестьяне Грязовецкого уезда».

В прошлом XX веке в Грязовецком районе были льноводы, удивившие урожаями весь мир. Так, в 1948 году один из колхозов получил такой большой урожай льна, что это событие назвали «Грязовецким феноменом». Девять льноводов района носили звание «Герой Социалистического труда».

50 лет пролетели, как птицы...

Последний раз грязовецкие поля видели лен примерно в 2009 году. С тех пор эта культура у нас в районе не выращивается. Зато большинство сельчан помнят время, когда лен сеялся в каждом хозяйстве. Сырьем предприятие в поселке Льнозавод снабжали местные совхозы. Об этом вспоминают супруги Киричевы, приехавшие в поселок в 1987 году из Лежи после закрытия льнозавода. Анна Васильевна в общей сложности на обоих заводах проработала 37 лет: «20 лет я была закладчицей. Закладывала лен в мялку ровным тонким слоем. Всю смену на ногах, от станка никуда не уйдешь. Муж тоже на заводе трудился: и слесарем, и кочегаром. Завод наш существовал до 2006 года, работал круглосуточно, в три смены. Волокно, которое выходило из стен нашего завода, отправляли на льнокомбинат в Вологду. Из грязовецкого льна изготавливали постельное белье, одежду». К беседе присоединяется супруг, Николай Константинович: «Когда заваруха в стране пошла, лен в районе перестали выращивать, поэтому привозили с других мест области, поставляли с Верховажья, но он был плохого качества, кипы гнилые. Раньше на льне работали все: и школьники, и рабочие. Помогали хозяйствам почти бесплатно. С переходом на хозрасчет положение дел изменилось. Вообще, лен любит ручной труд, поэтому культура эта очень трудоемкая».

Супруги Киричевы в октябре отмечают золотую свадьбу. Не успели оглянуться: 50 лет пролетели, как птицы. В любви и согласии воспитали они троих детей, сейчас живут заботами о трех внуках и правнучке. Жили Киричевы, как и все сельчане, в труде и заботах о хлебе насущном. Полный двор скотины, огород. «Мы только три года как не держим никого, - уточняет хозяин. - Смысла нет. Корма стали дорогие. Пчел и тех хочу продать: не могу мед реализовать. Всем подавай по 70 рублей!».

Пчеловодством Николай Константинович занимается 15 лет, поэтому знает в этом деле толк. «Мед надо покупать не раньше конца июля, - посоветовал он нам. – В старину только 14 августа праздновали Медовый Спас и в этот день снимали мед: качественный и запечатанный. Сейчас многие ради выгоды качают мед рано. Сахарный песок стал доступным продуктом. Хороший улей может взять 10 кг в день. Только потом куда такой мед реализовывать? Придут и на голову выльют!».

Более 30 домиков расположились прямо на берегу плотины на реке Нурма. Честно говоря, непривычно видеть такое соседство пчел с водоемом. «Наш огород упирается в плотину, - поясняет Николай Константинович. – Ее в свое время использовали для мочильного цеха льнозавода. Сейчас она заброшена. И рыба в ней водится, вот только ее даже кот не ест: сюда попадают воды с очистных сооружений».

Кстати, от Киричевых мы сразу же проехали к зданию бывшего льнозавода. Любопытно было посмотреть на цеха предприятия, работавшего на полную мощность полвека. Обнаружили безрадостную картину: кругом развалины и запустение...

Льнозавод: день сегодняшний

У единственного в деревне магазина знакомимся с пенсионерками: долгожительницей деревни Н. А. Пантелеевой и В. Н. Фроловой. Обе - бывшие работницы мочильного цеха льнозавода.

«На укладку возили лен в любую погоду, даже в мороз. Все вручную кидали. Мочить было тяжело, особенно мороженый лен. Вот сейчас и сидим: без рук и без ног, - сетуют женщины. - Раньше здесь у нас много чего было: и клуб, и баня, и столовая, а как завод закрыли, кто где пристроился. Большинство в Грязовце работают. Некоторые в Москву и Питер ездят».

Летом на Льнозаводе, как и во всех деревнях, людей прибывает, больше становится и детей. Вот только порой заняться им бывает нечем. Это заботит неравнодушного человека - Алексея Васильевича Киряткова. У мужчины пока нет своих внуков, но это ему не мешает думать о чужих ребятишках. «Вот у нас детская площадка, недавно построили, - рассказывает он по дороге. - Мне хочется рядом с площадкой для молодежи местечко выгородить. Сетку натянуть, чтобы в мяч играли. Нам бы пару КАМАЗов песку сюда привезти». Что ж, думается, что мечтам Алексея Васильевича суждено осуществиться. Главное - найти единомышленников, чтобы помогли.

По словам местных жителей, с закрытием льнозавода их поселок оказался в числе неперспективных. Многие по этой причине покинули населенный пункт в поисках лучшей жизни. Сейчас же, утверждает Алексей Васильевич, ситуация несколько изменилась. «У нас многие строятся, вот и я достраиваю», - говорит он, указывая на домик, который выстроил на месте своего сгоревшего барака. Строение утопает в цветах, вокруг чистота и порядок – заслуга жены, Галины Алексеевны.

К разговору подключается соседка - В. А. Обоева, как оказалось, наша постоянная читательница. Когда Валентина Александровна узнала, что мы хотим пообщаться с молодой семьей, строящей дом, стала звонить сыну, но так и не смогла с ним связаться: «Он у меня тоже дом строит... А «Сельскую правду» я всегда выписываю. Люблю про наших местных читать, да и новости все узнавать».

Несколько лет назад «СП» была в гостях в местном ФАПе. Помнится, что завмедпунктом Нина Николаевна Болотова сетовала на то, что в помещении очень холодно - приходится спасаться обогревателями. Как оказалось, и по сей день ситуация не изменилась. «А население-то у нас увеличивается, - подмечает фельдшер. – На обслуживаемом мной участке проживает 1600 человек, это 9 деревень. Несовершеннолетних до 18 лет - 140 человек, должно родиться еще 5 малышей. В идеале нам бы нужен новый медпункт, а то живем в прошлом веке».

Напоследок отправляемся на окраину деревни, где на лужке, в окружении четырех козочек, на пенечке расположилась 83-летняя Галина Николаевна Блинова. Знакомимся. Бабушка оживляется и забрасывает меня вопросами: «Из «Сельской правды?» А о ком писать будете? У кого были?».

«И о Вас обязательно напишем, - спешу обрадовать нашу постоянную читательницу. - Говорят, что только на Вашем подворье нынче в деревне остался скот?». «Да я ведь, почитай, 54 года держу скотину, - с улыбкой на лице начинает рассказывать женщина. - Вот четыре козочки у меня. Две дойные. Хорошо, что дети и внуки помогают. Овец было много, да пришлось нарушить, как муж умер. Я 45 лет отдала льнозаводу, почитай, всю жизнь. А газету местную очень люблю! Я ведь уроженка «Авроры», так вот и интересно знать, как там живут мои знакомые. Прочитаю - как дома побываю!».

С сельчанами встречалась Е. Щучкина.





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС