Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того "Мне очень дорог старый отцовский дом в небольшом грязовецком селе…"
Просмотров: 1741, комментариев: 0

"Мне очень дорог старый отцовский дом в небольшом грязовецком селе…"

Материал в номере от 20.12.2016
 
К сожалению, имя Левицкого недостаточно знакомо грязовчанам, поскольку после окончания школы он отправился в Москву. Но творческая судьба нашего земляка, уроженца села Никола-Пенье, заслуживает более пристального внимания.
 
«Как же было жалко, когда уезжал Коленька…»
 
Жизнь семьи Левицких пришлась на самое тяжелое время – время революций и последующих репрессий. Судьба посылала им много испытаний, виной которых был духовный сан отца. На церковную стезю Алексей Васильевич пришел не по своей воле, а по настоянию отца. В селе Никола-Пенье бывший ученик духовной семинарии, исключенный за участие в студенческих сходках, устраивается на самую низшую церковную должность - псаломщика, одновременно пашет землю, сеет хлеб. Здесь же женится на Анне Павловне Грачевой, местной крестьянке.
Семья Левицких была большая, они едва сводили концы с концами. Своего хлеба никогда не хватало до нового урожая. Но эти сложности не мешали им соприкасаться с прекрасным, поскольку Алексей Васильевич был человеком образованным, начитанным, интересовался театром - ставил в селе спектакли. В них играли учителя местной школы и деревенская молодежь, в том числе и его сын Николай, который чуть позднее и сам ставил пьесы на школьной сцене.
Помимо театра, наш земляк увлекался рисованием. Будучи еще маленьким ребенком, в 20-е годы, чтобы заработать какую-то копейку и помочь матери, он копировал старые рисунки журнала «Нева», затем раскрашивал и носил на продажу. Они быстро расходились, а довольный парнишка возвращался домой с небольшим, но таким необходимым для семьи заработком.
Окончив семь классов, юноша принимает сложное для себя решение - пойти дальше учиться и работать. Вот как об этом вспоминает племянница Левицкого Тамара Викторовна Поверганова, чье присутствие на вечере стало приятным сюрпризом для гостей и организаторов мероприятия. «Мама вспоминала, что ей было жалко, когда уезжал Коленька… Маме было 14, ему 16. Он уехал, семья осталась ни с чем», - вспоминает близкая родственница выдающегося грязовчанина. Благословение дает только одна мать, которая и провожает сына до околицы. Больше они друг друга не видели…
 
«Москва напомнила мне цветущее поле
у меня на родине…»
 
Покинув родное село, Николай устраивается кочегаром на паровозе на станции Исакогорка и тайком посылает письма матери, которые та прячет за обоями. Страх постоянных гонений даёт о себе знать...
Спустя какое-то время Левицкий решает отправить документы в Москву, в Государственный институт кинематографии. Мечта стать кинорежиссером у него появилась еще в детстве, когда в село приезжала кинопередвижка в лошадиной упряжке. На стене висела простыня, а мужики, сменяя друг друга, крутили ручку динамо-машины, которая вырабатывала электричество. Показывали фильм режиссера В. Гардина «Поэт и царь». Неизгладимое впечатление произвела на мальчишку кинолента - ряд сцен вызвал у него слезы. Тогда-то, наверное, и зародилась у Николая мысль стать кинорежиссером. Пройдя приемную комиссию, Левицкий ждал экзаменов. На вступительных испытаниях его попросили описать свои первые впечатления от Москвы. И вот что он сказал: «Я приехал в Москву вечером, но увидел море разноцветных огней. Это разноцветье напомнило мне цветущее поле у меня на родине, в деревне…». Это был первый большой успех для Левицкого на этом поприще.
В 1932 году начал преподавать во ВГИКе С. Эйзенштейн, заслуженный деятель искусства РСФСР, советский режиссер театра и кино, сценарист, теоретик искусства. Из всего факультета он отобрал в свою группу девятнадцать человек, Николаю Алексеевичу посчастливилось попасть в их число. Более подробно о своей учебе у Эйзенштейна он написал в очерке «Штрихи к портрету».
Стоит отметить, что ему везло на педагогов, которым он был безмерно благодарен. Неизгладимый след в судьбе нашего земляка оставил и французский писатель Ромен Роллан, потому что именно он помог в дальнейшем определить жизненный девиз Левицкого. Их знакомство завязалось во время подготовки дипломной работы Николая Алексеевича - полнометражного художественного фильма о Бетховене. Здесь он выступал не только как режиссер, но и как сценарист и художник. За помощью в создании картины наш земляк обращается именно к Ромену Роллану, поскольку тот неоднократно снимал киноленты про известных композиторов.
Спустя некоторое время, в декабре 1935 года в «Комсомольской правде» будет опубликовано письмо писателя следующего содержания: «Я восхищаюсь жизненностью советской молодежи, ее верой в дело, которым они заняты, и с надеждой на будущее. Я восхищаюсь вашей страной, она самая счастливая из стран, несмотря на все трудности, которые ей выпали и которые ей предстоит пройти. Могу посоветовать вам только одно - выращивайте любимое дело. Взращивайте то, к чему вы идете». Это наказ Николай Левицкий пронесет через всю жизнь, и если у него что-то не получалось, он никогда не откладывал дело, а продолжал работать над ним.
 
15 лет без кино
 
В 1936 году Левицкий получает диплом режиссера художественной кинематографии и призывается на военную службу, там оканчивает авиашколу. Демобилизовавшись, работает ассистентом режиссера на «Ленфильме» и «Белгоскино». Но судьба оказалась не настолько гладкой, как хотелось бы Николаю. Все его планы спутала война - на 15 лет он остается оторванным от кинематографии. А это были самые лучшие годы его молодости...
На фронт Николай Алексеевич уходит добровольцем, и самые тяжелые месяцы блокады находится на посту командира рабочего отряда киностудии «Ленфильм».
Войну заканчивает в звании майора на Курляндском выступе, где наши войска окружили и взяли в плен большую вражескую группировку. За мужество и отвагу офицер постовой разведки Николай Левицкий награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и многими другими медалями.
 
Первый фильм и ошеломительный успех
 
После демобилизации Николая Алексеевича посылают работать за границу - в Индию, затем в Голландию. И только в 1957 году выходит его первый фильм - с таким опозданием начался режиссерский путь. За короткий срок он становится одним из ведущих режиссеров, и именно он начинает заниматься документально-публицистическим кино.
Левицкий начинает с самых простых фильмов: «Зеленый шум», «Лесной музей», «Сокровища мировых культур», «Искусство Италии» и многие другое. Эти фильмы были неоднократно высоко отмечены на разном уровне кинофестивалей. 
Талант Левицкого разворачивается быстро и широко. И когда он набирается опыта, начинает заниматься историко-революционными картинами. Главное направление его кинолент – раскрытие личности героев на основе имеющихся документов. Но, по его словам, этого недостаточно, это лишь отправная точка. Самое важное – это поиск в архивах, в фотоматериалах и составление цепочки деятельности того или иного человека. И уже только потом можно создавать некий образ. Так появляется целый цикл, посвященный Владимиру Ильичу Ленину: «Александр Ульянов», «Вблизи России», «Рождение партии». В последние годы Левицкий работал над биографиями таких известных людей, как Достоевский, Толстой, Тютчев, Попов и другие.
Николай Алексеевич один из тех, кто способствовал переменам в кино. Благодаря ему стала использоваться в документальных фильмах драматургия, где актеры выступали от первого лица. Родина высоко оценила работы Левицкого, наградив его орденом Октябрьской революции, знаком Почета и различными медалями. 6 апреля 1982 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Алексеевичу Левицкому было присвоено почетное звание Народный артист СССР.
 
Кино - картина - очерк
 
Левицкий был очень трудолюбивым человеком, в каком бы он ни был состоянии, всегда продолжал работать. В свободное время Николай увлекался живописью - картины занимали большую часть рабочего кабинета и комнаты. Акварель, масло... Больше всего пейзажей - русские березки, строгие сосны Карельского перешейка, цветы в пышном летнем цветении, веселое солнце... Самые любимые те, на которых изображено родное село Никола-Пенье. Те, кто бывал у него в гостях, заходя к нему в кабинет, невольно останавливались на пороге и удивлялись красоте полотен.
Всего насчитывалось около 200 картин. В 1973 году у нашего земляка состоялась первая выставка в кинотеатре «Знание». Кстати, афиша данного мероприятия представлена в Грязовецком музее.

Картины художника Н. Левицкого вполне профессиональны, хотя никакой специальной подготовки он не получал, не считая весьма поверхностных уроков по рисунку во ВГИКе. Но главное - в большинстве пейзажей открывается человек, тонко чувствующий душу природы. Таковы и его рассказы, наполненные бескорыстной любовью к малой родине. Он пишет следующие строки: «Мне очень дорог старый отцовский дом в небольшом грязовецком селе Никола-Пенье, где течет задумчивая, медлительная, спокойная Нурма с белоснежными лилиями вдоль берегов. И эти родные северные угоры, что подняли, кажется, к самому небу голубые ельники… и тихие рощи берез. А каким медовым ароматом пронизан весь воздух в этом чудном море разнотравья. Помнится, сколько музыки звучало в солнечном трепете жаворонка и в вечернем пении коростеля за той сиреневой далью леса».

У Николая Алексеевича была некая особая нить, связывающая кино, живопись и заметки-наблюдения. Когда он создавал картину, рисовал себе некие пейзажи, просторы. Все то, что он воображал, он мог воспроизвести на полотне, а когда создавал картину, пытался написать и рассказы. Они совсем коротенькие и написаны очень просто, о самых обычных вещах: о смелой вороне, о смышленом воробье, о липах на городской улице… Но в этих заметках есть редкая наблюдательность и мудрое сознание того, что в природе все значительно и интересно.
 
«Мы были горды,
что у нас есть такой дядя»
 
Разыскать своих родственников Николаю Алексеевичу Левицкому удается лишь в 1961 году. Вот как об этом трогательном дне вспоминает Тамара Викторовна, родственница известного земляка: «Сестры чувствовали, что их брат где-то, но не знали ничего. Я помню, когда от него пришло известие. Он написал на сельский совет, ему ответили, сообщили номер родственников. Первый звонок… И моя мама говорит: «Ой! У нас же Коленька нашелся!» Вот тогда он приехал к нам в гости. Мы были горды, что у нас есть такой дядя».
Николай Алексеевич всегда помнил о своей родине и тепло относился к ней. Наверное, неслучайно, когда директором Грязовецкого музея истории и культуры была Антонина Александровна Носкова, он лично привез и передал в дар городу несколько картин, на которых запечатлены пейзажи родных мест («Родное село Пенье», «Воспоминание на реке Нурме»). 15 августа 1982 года Николая Алексеевича не стало, его прах покоится в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище. 
 
В качестве послесловия
 

...Спустя годы у грязовчан появилась уникальная возможность прикоснуться к творчеству знаменитого земляка - почитать его сценарии, заметки, а главное - насладиться живописью. Полотна Н. А. Левицкого воспевают красоту родной северной природы, выражают теплое, нежное отношение живописца к родной земле, пробуждают желание беречь ее. Нам есть на кого равняться. 

Оксана ХАРЧЕВНИКОВА





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС