М. А. Лупандин, глава района:
- В районе создана сильная система образования, которая бесперебойно функционирует уже на протяжении многих лет. Одной из главных причин такой работы является объединение ресурсов и плановое укрепление позиций образовательных учреждений, в том числе через создание образовательных центров, которые доказали право на свое существование в прошлом году. Именно благодаря созданию образовательных центров, «слабым» школам и детским садам было подставлено «крепкое плечо» соседнего образовательного учреждения. Таким образом, все образовательные учреждения района были сохранены. Решение об оптимизации образовательных учреждений должно быть взвешенным и ни в коем случае не проводиться «ради оптимизации». Как и любой процесс, развитие сети образовательных учреждений должно приводить к улучшению условий обучения школьников и дошкольников, к возможности получения ими качественного образования с профессиональной командой педагогов. В целом по области в 2014 году было проведено 113 мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений.
Т. А. Патракеева, начальник Управления образования района:
- В нашем районе процессы объединения образовательных учреждений «под одну крышу» или в одно юрлицо активно начали проходить с 2004 года, т.е. идут уже более 10 лет. Главной причиной этих процессов является значительное уменьшение численности сельского населения, а значит, и детей. Малочисленные школы и детские сады стали присоединяться к более крупным. Для дошкольников оборудовались дошкольные группы в зданиях школ, а здания детских садов высвобождались под нужды поселений (сейчас успешно функционируют дошкольные группы в шести школах – Сидоровской, Фроловской, Лежской, Баклановской, Плосковской, Вараксинской). Эти учреждения очень хорошо «вписались» в систему образования района, получили поддержку сельского населения и данный опыт стал распространяться в других районах области. Сейчас почти в каждом районе имеются школы с дошкольными группами.
В настоящее время на первый план выходит кадровая проблема. В некоторых школах отсутствуют педагогические кадры, и педагоги преподают по 4-5 предметов, в других – управленческие кадры, директор «сдает» позиции, понимая, что управлять кое-как не имеет права, а управлять, как следует – не хватает ресурсов. Чтобы качественно исполнять свои должностные обязанности, директор не должен быть один, у него должны быть помощники. Поэтому директора стали объединяться, реализуя идею создания образовательных центров с филиальной сетью, т.е. дети продолжают посещать те же учреждения, которые становятся структурными подразделениями, только управляет ими не директор, а руководитель структурного подразделения. Финансовые и учредительные функции переходят к «головному» директору, а хозяйственные и организационные остаются на руководителях структурных подразделений. Таким образом, в 2014 году были созданы такие образовательные центры, как Ростиловская школа (Вараксинская, Плосковская школы и детский сад д. Ростилово остались в структурных подразделениях в своих деревнях), Юровская школа (Покровская школа осталась на месте), Комьянская школа (детские сады в д. Хорошево и д. Бушуиха остались на местах), Юровский детский сад (детские сады д. Скородумка, Степурино, Панфилово остались на местах в виде структурных подразделений). Если бы органы местного самоуправления не приняли своевременного решения о присоединении данных учреждений к крупным школам, то сегодня этих учреждений могло бы и не быть, они были бы закрыты надзорными органами. А сейчас данные образовательные центры успешно функционируют, развиваются, общественность и родители удовлетворены и благодарят за то, что таким образом были «продлены жизни» малым неэффективным учреждениям. Население и родители на всех территориях довольны работой центров, довольны и сами педагоги, у них появилась возможность обмениваться опытом, увеличить нагрузку, подрабатывая в структурных подразделениях при необходимости. Руководители структурных подразделений «выдохнули» и стали заниматься своим привычным делом, работая с детьми и педагогами. Директора школ смогли сосредоточиться на главном – финансах и учредительных документах.
В 2015 году по такому же принципу планируется создать образовательные центры в МО Сидоровское (БОУ «Сидоровская ООШ», БОУ «Лежская ООШ», БОУ «Баклановская НШ-ДС»), МО Перцевское (БОУ «Слободская СОШ им. Г. Н. Пономарева», БОУ «Фроловская ООШ», БДОУ «Детский сад № 15», БДОУ «Детский сад № 28»), МО Вохтожское (БОУ «Вохтожская СОШ № 1», БОУ «Вохтожская СОШ № 2», БОУ «Каменская ООШ»), МО Грязовецкое (создание трех центров дошкольного образования).
В создании образовательных центров многие увидели положительные моменты: возможность взаимозаменяемости педагогическими кадрами (молодые педагоги, несмотря на предпринимаемые меры, предпочитают оставаться работать в больших городах), возможность создания методических объединений педагогов-узких специалистов, что практически невозможно в малых учреждениях (школы взяли «под свое крыло» детские сады), управленческая команда образовательного центра стала состоять из 5-6 управленцев, ответственность и контроль за исполнением законодательства разделена между ними, качество управления образовательным центром значительно повысилось, а совместные мероприятия детей и педагогов оставляют незабываемое впечатление у всех присутствующих на них.
Е. Б. Круглова, главный экономист Управления образования:
- С 2010 года в школах, а с 2014 года в детских садах введено нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, т.е. финансы идут за учеником в городских и вохтожских образовательных учреждениях и за классами-комплектами – в сельских. Чем больше детей в городской школе, тем больше фонд оплаты труда педагогов образовательного учреждения. Вот почему ситуация в Вохтожской школе № 2 изменилась в отрицательную сторону, за последние пять лет численность обучающихся уменьшилась на 115 человек, а разница в численности обучающихся в Вохтожской школе № 1 и № 2 составляет 134 ученика в пользу первой школы.
Если говорить о классах-комплектах в сельских школах, то в нормативах финансирования заложена норма – 12 обучающихся на 1 педагога (в городских школах этот показатель составляет 20,9 и 14,3 человек на 1 педагога, а, например, в Минькинской – 8,3, Лежской – 4,4, Фроловской – 5, Юровской - 7,6 и т.д.). Поэтому руководителями образовательных учреждений принято решение с 1 сентября 2015 года объединить некоторые классы-комплекты и довести их до наполняемости в 6-8-10 человек, независимо от того, будут объединены образовательные учреждения или нет.
И. Н. Зубкова, заместитель начальника Управления образования по учебной работе:
- Что касается качества образования в классах-комплектах? Когда классы-комплекты маленькие (по 2-5 учеников) нарушается одно из самых главных условий, необходимых для реализации федеральных государственных стандартов – возможность осуществлять учебные проекты. Для этого в классе должны быть хотя бы две группы обучающихся по 4 человека. Если стандарты не будут реализованы, то образовательное учреждение может быть лишено свидетельства об аккредитации и по закону об образовании ученик будет переведен учредителем в другую школу. Чтобы не допустить данной ситуации, руководитель школы укрупняет классы-комплекты, создавая условия для проектной деятельности обучающихся.
Для работы в разновозрастных классах-комплектах разработаны специальные педагогические технологии, и мы надеемся, что наши педагоги их уже сейчас начали осваивать.
Н. Н. Дарченко, юрист Управления образования:
- Бытует мнение, что при объединении образовательных учреждений структурное подразделение можно закрыть без учета мнения населения. Вот что об этом говорит закон.
В соответствии со статьей 27 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмот-ренных настоящим Федеральным законом. Принятие органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 22 закона об образовании «Принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения».
Таким образом, чтобы закрыть структурное подразделение на селе, нужно учесть мнение жителей сельского поселения.
В. В. Трынова, заведующий БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9»:
- В деятельности образовательных центров:
- будут объединены все сильные стороны каждого учреждения, которые будут способствовать созданию условий комфортного пребывания детей и обеспечению более качественной реализации стандарта;
- охват дополнительными образовательными услугами по количеству будет больше и расширится спектр образовательных услуг;
- в летний период не нужно переводить детей из одного детского сада в другой (родителям не надо писать заявления, собирать справки с места работы и т.д.);
- сейчас все больше детей с ограниченными возможностями здоровья приходят в детский сад. Считаем, что будет возможность создать благоприятные условия для их развития и образования при наличии необходимых специалистов;
- при создании центра между педагогами двух учреждений будет стремление к достижению высоких результатов труда и возникнет здоровая конкуренция.
Т. Л. Дойкова, заведующий БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4»:
- По поводу создания образовательного центра в нашем Учреждении прошло собрание Управляющего Совета и Общее собрание работников Учреждения, на которых не возникло конфликтных ситуаций, недопониманий, вопросов и претензий не поступало. Все присутствующие адекватно оценили ситуацию, выделили много положительных моментов.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
Татьяна Патракеева о 10 ключевых вопросах развития образования