Проведение районных собраний для родителей стало традицией в нашем районе. Т.А. Патракеева, начальник Управления образования Грязовецкого муниципального района, открыла пленарное заседание и представила вниманию присутствующих доклад на тему «Основные направления государственной политики в области образования».
В своем выступлении Татьяна Александровна коснулась основных проблем в системе образования: недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ, высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности, значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных. Причины этих проблем в том, что сеть образовательных учреждений не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования – изменившимся запросам населения, что школа утратила монополию на образование и социализацию детей, что система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей, что образование перестало выполнять социальную функцию, оно начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.
Т. А. Патракеева отметила, что потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека изменило взгляд на миссию образования: на смену принципу «образование на всю жизнь» пришел принцип «образование через всю жизнь». Поэтому основной задачей современного образования является обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Обновление состава и компетенций управленческих и педагогических кадров, введение новых стандартов педагогического образования и профессиональной подготовки, повышение квалификации руководителей, развитие механизмов привлечения выпускников вузов в школы, создание новых возможностей для карьерного роста педагогов и индивидуализация траекторий профессионального развития педагога, построенных на основе практик сотрудничества учителей и образовательных учреждений, должно привести, по мнению Татьяны Александровны, к достижению новых, более высоких результатов и ликвидации проблем в образовании.
В конце своего выступления Татьяна Александровна познакомила с результатами международных исследований качества образования российских школьников: в 2011-м году результаты России остались на стабильно высоком уровне. Потом представила Дорожную карту развития общего образования на 2012-2020 год: введение ФГОС основного общего образования, создание общенациональной системы выявления и развития талантов, обновление содержания и технологий образования по математике, иностранным языкам, социальным дисциплинам и другие мероприятия. Несколько слов было сказано и о развитии государственно-общественного управления в системе образования Грязовецкого муниципального района: в 22 образовательных учреждениях уже созданы управляющие советы, еще в 10 образовательных учреждениях управляющие советы планируется создать к 1 ноября 2013 года, а в 9 – к 1 января 2014 года.
З.С. Марагаева, председатель Совета по развитию образования Грязовецкого муниципального района, директор БОУ «Слободская средняя общеобразовательная школа им. Г. Н. Пономарева», рассказала, как осуществляется управление образованием через деятельность Совета по развитию образования района, в состав которого вошло 26 человек со сроком полномочий на 2 года. Содействие в организации общедоступного, бесплатного образования и предоставлении дополнительного, общедоступного дошкольного образования, развитие форм участия общественности в управлении образованием, в оценке качества общего образования в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы, в приемке образовательных учреждений к новому учебному году и определение основных направлений развития муниципальной системы образования - основные задачи работы Совета по развитию образования. Целью государственного общественного управления является обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных лиц.
Зинаида Сергеевна отметила, что управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Образование человека – основной ресурс, обеспечивающий качество его жизни. Лишь совместные усилия образования и общества, потребителей и поставщиков услуг могут обеспечить его высокое качество и эффективность.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - так начала свое выступление о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи О. А. Крестьянинова, заведующий БДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1». Ольга Анатольевна напомнила, что в законе РФ «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами ребенка и несут ответственность за его воспитание. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Дошкольное образовательное учреждение не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Оно может и должно педагогически направить, обогатить, усилить положительное влияние семьи, включить ее в систему своей воспитательной деятельности.
Отношения семьи и образовательного учреждения должны основываться на принципах сотрудничества и взаимодействия. Тренинги, родительские чтения, круглые столы, мастер-классы интерактивные родительские собрания, информационные стенды, индивидуальные психолого-педагогические консультации способствуют вовлечению родителей в образовательный процесс и делают педагогический процесс более свободным, гибким, открытым. Родители, наблюдая за жизнью детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей, и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь.
К сожалению, не все родители откликаются на предложение педагога к сотрудничеству и проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. И только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Актуальность темы, которую затронула Ольга Анатольевна, отметили многие присутствующие. Нужно не обвинять во всех проблемах, бедах, случившихся с ребенком, школу и детский сад, а содействовать им, принимать активное участие в воспитании и образовании и прислушиваться к советам педагогов и воспитателей. Обвиняя образовательные учреждения, перекладывая на них всю вину, родители этим самым самоустраняются от помощи собственным детям.
Церемония награждения самых активных родителей - самый трогательный момент. Благодарностью Управления образования Грязовецкого муниципального района за большой личный вклад в развитие образовательных учреждений, за активное участие в жизни школы и детского сада были награждены 69 родителей. Отрадно, что благодарности вручили не только мамам, но и папам.
Далее работа была организована по 5 секциям: «Формирование лидерских качеств детей дошкольного возраста», «Проектная деятельность обучающихся - важное средство формирования и развития личностных качеств школьников», «Роль проектно-исследовательской деятельности в развитии лидерских качеств обучающихся», «Проектная деятельность - одна из составляющих успешности в обучении младшего школьника», «Роль семьи и школы в развитии лидерских качеств обучающихся». Для родителей обучающихся и воспитанников учителя и воспитатели Грязовца и Грязовецкого муниципального района провели мастер-классы. Все мастер-классы были содержательными, познавательными и интересными и получили заслуженную высокую оценку.
Были затронуты следующие вопросы: введение делового стиля или форменной одежды во время образовательного процесса, улучшение работы школьных столовых, возможности управляющих советов по ремонту и улучшению материально-технической базы образовательных учреждений, формы диалога с различными категориями общественности. Обсуждение вопросов проходило при большой заинтересованности председателей управляющих советов и родителей, которые сошлись во мнении, что такие встречи необходимо периодически проводить, планируя определенную тематику.
Собрание показало, что председателями управляющих советов выбраны люди неравнодушные, деятельные, готовые решать поставленные перед ними задачи.
В конце родительского собрания родители обучающихся приняли участие в анкетировании, показавшее эффективность проведенного мероприятия и удовлетворенность родителей его организацией и содержанием. Все присутствующие отметили, что собрание оправдало их ожидания, что знания, которые они получили в рамках родительского собрания, необходимы и своевременны, что они помогут в организации помощи детям по подготовке проектов в учебной и внеурочной деятельности, и выразили надежду, что традиция проведения районных родительских собраний не канет в Лету, а продолжит свое существование.
Из отзывов родителей: «Все очень понравилось», «Много нового и поучительного, полезного родителям. Самые добрые пожелания», «Все было отлично», «Собрание с каждым годом становится более содержательным», «Огромное спасибо за мастер-классы, было очень интересно, проводите собрания 2 раза в год», «Хотелось бы, чтобы мастер-классы проводились чаще». Родители обучающихся высказали пожелания и рекомендации организаторам по тематике и содержанию следующего родительского собрания, назвали, какие проблемы в отрасли «Образование» их волнуют. Родители хотят обсудить вопрос качества предоставляемого образования, мотивации школьников на получение прочных знаний, роль родителей в организации внеурочной деятельности детей, отношения «Учитель – ученик», проблему неэффективности патриотического воспитания в школе.
Школа и родители должны быть ближе. Школа должна научить учиться ребенка всю жизнь. И мы надеемся, что самыми надежными помощниками учителю в реализации новых стандартов будут родители наших детей, что семья и школа в тесном взаимодействии смогут обеспечить новое качество образования.
М. Мочалова.