Материал в номере от 01.08.2015.
Монзенская железная дорога (МЖД) – ведомственная транспортная магистраль ООО «МонзаЖелТранс» протяженностью 238 км с шириной колеи 1520 мм, пролегает по территории Грязовецкого, Междуреченского, Тотемского, Бабушкинского, Никольского районов Вологодской области и Солигаличского района Костромской области. На железной дороге располагается 13 лесных поселков, большая часть которых не имеет альтернативного железнодорожному пассажирского сообщения, поэтому магистраль имеет важное социальное значение. Общая численность населения, проживающего в зоне действия Монзенской железной дороги, превышает 2 000 человек, более половины которых находятся в трудоспособном возрасте. Основное назначение МЖД: грузоперевозки железнодорожным транспортом, пассажирские перевозки и поддержание участка в работоспособном состоянии.
В преддверии профессионального праздника - Дня железнодорожника, корреспондент «СП» побывал в гостях у коллектива ООО «МонзаЖелТранс». Прежде всего, мы побеседовали с генеральным директором предприятия Валерием Леонидовичем Глебашевым.
- Расскажите, как обстоят дела на предприятии на сегодняшний день?
- Предприятие работает стабильно, без сокращения штата. Весенне-летний период является для нас основным, когда работаем по ремонту пути, так что мы даже набрали дополнительный штат монтеров на это время. Численность увеличилась на 12 человек. Плюс пять несовершеннолетних заняты в течение месяца на подсобных работах.
Сейчас ведется ремонт перегона Монза–Таежный (там работает частное предприятие, будет отремонтировано 5 км дороги), наши рабочие заняты текущим содержанием пути. Недавно купили электробалластёр, чтобы облегчить труд рабочих и производить более углубленные ремонты (прим.: Электробалластёр - путевая машина для дозирования балласта, подъёмки, сдвижки (рихтовки) и установки по уровню (при перекосе) рельсо-шпальной решётки, а также планировки откосов. Применяется на железнодорожном транспорте при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути). На сегодняшний день рабочие заняты на смене стрелочных переводов ст. Таежный. Мы полностью переходим на тяжелый тип стрелочных переводов Р-65, два заменили, еще два на подходе; по двум путям ведется замена рельс также на тяжелый тип. Объемы большие, затраты тоже. Часть ремонтных работ выполняется здесь, а дизель и генератор отправлены в Коломну. Своими силами пытаемся наладить освещение по станциям, чтобы, опять же, облегчить труд рабочих и соблюсти технику безопасности при маневровой работе. Уже отремонтировали освещение на Каменке.
- Из чего складываются доходы предприятия?
- Основной доход предприятия – грузоперевозки по железной дороге. Часть доходов – отстой вагонов РЖД, временно не задействованных в перевозочном процессе. Мы предоставляем место, естественно не бесплатно, а также утилизируем вагоны, которые уже вышли из строя – режем на металлолом (два таких пункта находятся в Вохтоге, один на ст. Юза Бабушкинского района). Вагонов под разделку стоит больше трех тысяч. Пассажироперевозки остались только на Каменку. Четыре дня в неделю по договору с администрацией района (среда, четверг, пятница, суббота) поезд до Каменки отправляется в 19.40 с Вохтоги, ночь стоит там и в 5 утра идет обратно, чтобы люди успевали к электричке. Рабочие поезда (мотовозы) ходят каждый день утром и вечером - везем монтеров пути, дежурных по станции (до 71 км все дежурные у нас с Вохтоги), ну и люди подсаживаются – никому не отказываем. На дрезине ехать полтора часа, на поезде чуть дольше, т. к. он останавливается на каждой станции. Поезд - это, конечно, громко сказано – мотовоз с вагоном. И то, он уже больше рабочий стал, т. к. убыточность этого вагона большая, возмещение незначительное.
Стали популярными туристические маршруты в наши места. Едут туристы из Солигалича, проезжают через нас, из Москвы бывают группы. Иногда заказывают поезд до конца нашего пути с ночевкой. Для них это какая-то романтика – прокатиться, сфотографироваться.
- Валерий Леонидович, Вы уже почти год, как стали депутатом Земского Собрания района. Расскажите об этой стороне Вашей жизни.
- Работы много. Мы и раньше старались помогать нуждающимся, а теперь обращений стало больше. Всем нужна финансовая поддержка. Стараемся по мере возможности оказывать помощь школам, больнице, детским садам: где-то рабочие руки нужны, где-то стройматериалы. Выделяем. Гражданам в основном требуются деньги на лечение, на операции детям.
Забот прибавилось, однозначно. Зато всегда в курсе всех новостей. Ситуация, конечно, непростая, бюджет урезают. Конкретно нашему предприятию урезали статью доходов по содержанию перевозок на Каменку. Хотелось бы что-то сделать для благоустройства поселка, но это очень затратная статья. Вот дорогу к своей конторе отсыпали – и то хорошо. Раньше-то сюда на машине было не подъехать. В этом году хотим ее еще выровнять.
На День железнодорожника мы планируем отметить благодарностями за хорошую работу 16 человек. 14 наших сотрудников получили дипломы и подарки от администрации поселения на День поселка. Коллектив большой, опытный, хороших людей много, поэтому и благодарить приятно.
С некоторыми представителями этого замечательного коллектива нам удалось побеседовать.
Любовь Павловна Шлык, дежурная по станции Таежный:
- На ветке я работаю 33 года - с 1983 года. Двадцать пять лет отработала стрелочницей и восемь лет - дежурной по станции. Таежный считается сортировочной станцией. Моя обязанность – пропускать и принимать составы. Мы формируем и выводим составы на следующий участок (ст. Истопная, Ида, Карица, Гремячий, Северный участок пути), а также принимаем отцепки (порожняк). На других станциях тоже ведется погрузка, но большая часть работы лежит на Таежном.
Пришла сюда самоучкой. Отработала 3 года в Вологде на Льнокомбинате, потом мужа перевели на станцию Вохтога, и я нашла здесь работу. Училась на месте. У меня была наставником опытная стрелочница. Месяц с ней отработала, потом стала сама выходить. А теперь уже ко мне ставят учиться молодежь. Работаем по сменам: в день с восьми до восьми, потом ночь, потом отсыпной и выходной. Я к такому графику уже привыкла, и мне очень даже нравится – все успеваю, заранее планирую, если куда-то надо съездить. Даже не представляю, как бы работала каждый день? И работа нравится, и зарплата устраивает. На следующий год мне исполнится 55, но я еще не решила – сидеть дома или еще потрудиться. Детей и внуков у меня нет, зато много племянников, все они приезжают в гости. Дом свой, разместить есть где. На День железнодорожника награждали меня уже не раз: и грамотами, и ценными подарками, и в трудовой книжке благодарственные записи есть. Так что вниманием не обделена, спасибо руководству.
Руслан Юрьевич Ширкунов, газоэлектросварщик 5-го разряда:
- Тружусь с 14 лет, было время, уходил, работал вахтовым методом на заводах, потом вернулся. Опыт работы большой. Основная обязанность - ремонт тепловозов. Свободное время тоже посвящено сварке – ремонтирую тракторы, машины – практически каждый день. Работы хватает и там, и тут. Женат, подрастают сыновья 10 и 8 лет. Им, конечно, интересно, просятся со мной посмотреть, интересуются техникой, но свою профессию я им не советую – работа тяжелая, опасная и ответственная.
Александр Борисович Еляков, начальник станций Стеклянка, Побоищная:
- Учился я в мореходке и сначала работал на флоте. Потом домой потянуло. Пришел сюда. «На ветке» - с 1987 года. Начинал с помощника машиниста (поездил сначала дублером, освоил профессию), дежурным поработал, потом уже начальником станции поставили. Машинистом не стал – брат сманил в дежурные по станции. Работа по сменам, остается время на охоту и рыбалку. Я и сейчас в лес с удовольствием хожу. У нас там свои избушки охотничьи, грибы-ягоды тоже собирать люблю.
На ст. Стеклянка я работаю еще и дежурным. Коллектив чисто мужской, т. к. станции дальние (56-й и 71-й километры), населения там нет, женщин на такие посты не ставят. Они поближе к цивилизации трудятся.
Как начальник станций контролирую работу дежурных, движение поездов, веду документацию по погрузке-разгрузке вагонов, заполняю табели, получаю бензин и запчасти к генератору, слежу, чтобы все были обеспечены инвентарем и спецодеждой.
Туристы мимо нас часто ездят. Остановятся, фотографируются. Однажды спросил, откуда они? Выяснилось, что из Москвы. А бывает, что группа набирается через Интернет, человек 15-20, они могут лично и не знать друг друга и вот так путешествуют. У нас что интересно – семафоры старинные сохранились, ручные стрелочные переводы, башня водонапорная на Стеклянке (раньше на ней паровозы заправлялись). Летом, я еще понимаю, красиво, зелено, тепло, так ведь и зимой едут. Мы в кабине мотовоза мерзнем, а они на открытой площадке стоят, все снимают на камеру. Молодежь, в основном, для них это экстрим, приключение.
Дмитрий Витаутасович Грушаускас, программист:
- Уже пять лет здесь работаю. До этого трудился в лесной промышленности. Сразу после армии работал помощником машиниста, машинистом на Монзенском ДОКе. А программирование всегда было моим хобби. Потом окончил Вологодский техникум железнодорожного транспорта, подучился на курсах и сменил специальность.
Моя обязанность - сопровождение программы 1С, вся оргтехника, навигация на тепловозах, видеонаблюдение по всему предприятию. Видео-камерами у нас оборудованы центральные объекты – депо, склад ГСМ, вагонное депо, центральная узловая станция Таежный, база техснаба и место, где стоят наши вагоны. Картинки с камер выведены на специальный экран, за которым наблюдает отдельный человек.
- Все отчеты мы сдаем вместе с Димой, - включается в беседу бухгалтер по зарплате Марина Поликарповна Васильева. – Пенсионный, ФСС, подоходный, декларации по НДС, вся статистика – только с ним. Сейчас ведь все отчитываются в электронном виде. Работа усложняется наличием обособленных станций, так что взаимодействовать приходится сразу с двумя налоговыми управлениями - Харовским и Вологодским. Предприятие у нас протяженное - несколько районов охватываем. Вот и получается, что зарплату начислили здесь, а подоходный отчисляем в другие районы. Дима незаменимый: и оператор, и программист, и системный администратор.
- «Парк» у нас маленький – всего 30 машин (компьютеров), не сравнить с другими предприятиями. Один раз настроил и поддерживаешь в рабочем состоянии, - скромничает Дмитрий.
- А авралы случаются?
- Бывает. Почему-то всегда во время отчетов. Один раз материнская плата на сервере сгорела, день ездил в Вологду за новой, ночь устанавливал, на другой день отправляли. Успели в срок. Так и работаем – все мы звенья одной цепи.
- А самое главное звено – наш директор, - продолжает Марина Поликарповна. – Это человек, который, на самом деле, на своем месте. Он досконально знает всю работу на всех этапах, т. к. сам начинал с низов. И к работникам относится уважительно, с пониманием, оказывает материальную помощь в трудных ситуациях, взаимодействует с профсоюзным комитетом. Все сотрудники застрахованы от несчастных случаев не только на рабочем месте, но и в быту. Валерий Леонидович не скупится на поощрения. На День железнодорожника, Новый год, 23 февраля и 8 марта организуем корпоративы. По желанию сотрудникам предоставляется актовый зал. Членам профсоюза тоже большие льготы – билеты на различные мероприятия, новогодние подарки детям, путевки в летние оздоровительные лагеря, поощрения на юбилейные дни рождения.
- Марина Поликарповна, расскажите и Вы немного о себе.
- В «МонзаЖелТранс» работаю пять лет. Большая часть сотрудников нашего предприятия начинала свою трудовую деятельность в Монзенском леспромхозе. Тогда это было одно из градообразующих предприятий поселка. Я окончила строительный техникум и пришла в леспромхоз – строили в то время тоже много. В ОКСе (отделе капитального строительства) мне предложили поработать три месяца в библиотеке, пока человек не выйдет на пенсию, чтобы взять меня на его место. Согласилась. И эти три месяца растянулись на 16 лет. В библиотеке работать нравилось, и в ОКС я уже не перешла. В 2001 году началась эпоха компьютеризации, и меня позвали в бухгалтерию леспромхоза. Пришла, выучилась, поставили главным бухгалтером. В моем подчинении было 10 человек. Там я отработала до 2005 года, потом была ведущим бухгалтером на Монзенском ДОКе. И вот в 2010 году пришла сюда. В общей сложности, бухгалтером я работаю уже пятнадцатый год. Моя обязанность - начисление зарплаты и все отчисления с нее.
Вениамин Николаевич Саватеев, сторож тупиков бывшего нижнего склада:
- В моем ведении четыре тупика, там стоит примерно 200 вагонов отстоя. Охраняю, чтобы не воровали. Металл сейчас принимают очень охотно, вот и приходится дежурить. Воруют-то не сами вагоны, а накладки на рельсы, костыли. Откручивают, вытаскивают и несут на продажу. Обхожу свою территорию каждые три часа. Сторожем тружусь уже 9 лет. Раньше работал водителем самосвала на строительстве дорог. По состоянию здоровья пришлось из водителей уйти. Летом сторожить, конечно, еще ничего – тепло и на свежем воздухе, а зимой, бывает, по пояс в снегу ползаешь, вагоны осматриваешь. Воров зачастую ловим.
К Вениамину Николаевичу мы добирались на мотовозе. На этом виде транспорта мне еще не доводилось путешествовать. В качестве сопровождающего со мной поехала старший диспетчер Надежда Николаевна Лысманова. Словно игрушечный паровозик мотовоз домчал нас до места. Внутри - машинист управляет рычагами и две скамьи для пассажиров. Дверь, по причине лета, нараспашку. Оглушительный сигнал оповещает о начале и об окончании движения. На обратном пути я предпочла стоять на передней открытой площадке мотовоза, пытаясь, как те пресловутые туристы, запечатлеть пролетающие мимо пейзажи. При этом сравнительно небольшая скорость (примерно 30 км/ч), незаметная внутри кабины, снаружи очень даже ощущалась, ветер трепал волосы и пытался вырвать из рук камеру. В общем, новые впечатления я получила. По приезду разговорились с машинистом.
Роман Александрович Царев работает машинистом мотовоза 8 месяцев. До этого был слесарем. Отслужил в армии и вернулся на родное предприятие.
- Чтобы водить мотовоз нужно иметь права категории В или С, потом месяц ездишь с дублером, накатываешь положенное количество часов, сдаешь экзамен, - рассказывает Роман. – У мотовоза есть ограничение по скорости – 45 км/час. Один гудок обозначает начало движения, два – снижение скорости, три – остановку. Работа мне нравится. Один не езжу – всегда с людьми. Вожу рабочих, пассажиров. Всего в парке 8 мотовозов, почти во всех установлены печки, чтобы зимой было тепло. Есть мотовозы с подъемным краном, чтобы помогать в погрузочно-разгрузочных работах. Такой тоже может подобрать пассажиров, но там нет специальных мест для сидения.
Вот так и завершилось мое путешествие. Кстати, в сети Интернет попадаются целые фоторепортажи туристов, освоивших просторы Монзенской железной дороги. И так получилось, что я, можно сказать, приобщилась к их числу.
Н. Носова