Раиса Ивановна Медведкова родилась и выросла в Архангельской области. Долгое время работала в Архангельске мастером по пошиву модельной обуви. С рождением первенца женщине пришлось устроиться помощником воспитателя, потому что по-другому место в детском саду не давали. Муж работал водителем автобуса на городском маршруте. Перемен ничто не предвещало.
- А муж Геннадий у меня родом как раз из этой деревни, - рассказывает Раиса Ивановна. - Мы сюда в гости ездили, здесь у него мама жила, братья, сестры, дядя (дед Африкан) в соседнем доме. И в один из наших визитов друзья мужа сманили его переехать сюда насовсем. Я сначала наотрез отказывалась. Мы тогда в семейном общежитии жили и как раз заплатили первый взнос в молодежный жилищный кооператив на двухкомнатную квартиру. Уезжать я не хотела. Однако решающим фактором в пользу переезда стало здоровье сына. Сырой архангельский климат ему не подходил, он часто болел. Врачи сказали, нужно жить в сухом деревянном доме. Забрали мы тогда взнос из кооператива и переехали.
Из портового города - в глухую деревню
Первый год молодая семья жила у свекрови, потом купили старенький домик по соседству и жили там, пока не отстроили себе новый дом. Уже в Дядинском родилась дочка Настя.
Сразу по приезду Геннадий и Раиса обзавелись большим хозяйством. Держали трех коров, шесть телок, лошадь, стадо овец, поросят, кур, до трехсот штук кроликов. Раиса Ивановна в то время официально не работала, ей хватало забот в собственном дворе: «Чтобы все это содержать, у нас и трактор был. Молоко и мясо продавали, ну, и себе, конечно, оставалось: молоко, сливки, сметана, яйца, мясо - всегда были свои. Позже муж с двоюродным братом оформили крестьянско-фермерское хозяйство, поля окрестные пахали, сеяли. На уборку урожая комбайн нанимали. Часть зерна продавали, часть себе оставляли, мололи на подсыпку скоту».
Геннадий Сергеевич работал в Грязовецком лесхозе, был на хорошем счету. По просьбе главы муниципального образования строил вдоль дорог много красивых беседок, резных колодезных срубов. Геннадия уже десять лет как нет, а память о нем жива. Некоторые его работы до сих пор стоят и глаз радуют.
Дети Раисы Ивановны Михаил и Анастасия окончили Ростиловскую школу. Михаил получил строительную специальность, отслужил в армии, работает. Дочь получила образование в Вологде, вышла замуж, сейчас работает в одном из торговых центров Грязовца.
- Приезжают, навещают меня часто, помогают с огородом и продукты привозят, потому что магазин от меня далековато, в Сидоровском, - рассказывает моя собеседница. - Баньку топим, пироги пеку, на лыжах катаемся. Лыжи у нас вообще незаменимый вид транспорта. Деревня-то среди полей, чуть ветер, дорогу так заметет, что только на лыжах и пробраться можно. Хотя, надо признать, зимой ее чистят регулярно до самого дома.
С годами хозяйство стало держать все затратнее, поголовье скота постепенно сокращалось. Раиса Ивановна пошла работать в колхоз «Ростиловский». Начинала на ферме в Тимонино, потом в Сидоровском, теперь в Сопелкино.
- Работаю скотницей по сменам: чистим стойла, подвозим опилки, воду. Работа не из легких, но дояркой еще тяжелее. С января я вышла на пенсию, но пока работаю. Хотя скоро огороды начнутся, может, и уйду с фермы. Времени совсем не остается, - сетует Раиса Ивановна.
Ведь кроме работы, неунывающая женщина держит еще двух поросят и кур с петухом, да и работу по дому никто не отменял: воды из колодца принести, печи протопить, обед приготовить.
Было время, Раиса Ивановна занимала пост старосты окрестных деревень. «Тимонино, Боброво, Сидоровское, Мартяково, Дядинское - всё мои «владения» были. Люди с разными вопросами приходили: колодцы почистить или отремонтировать, пруды почистить или выкопать, насчет расчистки дорог обращались, колонку в Тимонине при мне строили, я добивалась».
Удивительное рядом
Деревня и летом-то не слишком оживает, но приезжает семейная пара дачников из Москвы, да в бывший дом деда Африкана родственники заглядывают. А зимой Раиса Ивановна остается с кошкой Алисой, да верным охранником псом Рэмом.
- И сходила бы в гости, да не к кому, вернее, далеко. Поэтому смотрю телевизор, да рукоделием занимаюсь, - признается женщина. - Вязать очень люблю и крючком, и спицами. Родственникам и знакомым. Даже пока печка топится, хоть на пять минут, но возьму спицы в руки. Пряду сама. Этому меня научила свекровь Павла Александровна. Она же и прялку мне подарила, которая ей, наверно, тоже по наследству досталась. Раньше шерсть от своих овец была, сейчас покупаю. Павла-то Александровна еще сама и половики ткала на станке, и пироги знатные пекла. Девятерых детей практически одна подняла. И меня многому научила, в том числе пироги печь.
Зимой из окна Раисы Ивановны можно много чего любопытного увидеть.
- Лоси зачастую подходят, лисы бегают, глухари, тетерева прилетают, кабаны по моей лыжне гуляют. Они раньше к фермам кормиться приходили. Бывает, идешь с работы и видишь их издалека. Но случаев нападения на человека ни разу в наших окрестностях не было. Лет пятнадцать назад была у нас с мужем собака Найда - помесь волка и лайки, так она каждый год весной уходила на неделю в лес. Обратно приходила в паре с волком. И щенки были на волка похожи. Он потом приходил ее проведывать. Придет, посидит у ворот и уйдет. Сейчас Рэм - тоже верный пес. И сторож хороший, и охранник. На рыбалку с сыном ходит, меня в магазин провожает.
Раиса Ивановна хоть и привыкла жить в деревне, но в душе все равно мечтает вернуться на родину: «Там у меня родительский дом остался, мы с детьми ездим, проведываем его. Наверное, когда-нибудь все же уеду насовсем».