САМ СЕБЕ УЧИТЕЛЬ
Владимир - приятный в общении молодой человек. Узнать, что он мастер колокольного звона, довольно сложно. Джинсы, кеды, свитер — восемнадцатилетний юноша одет точно так же, как и большинство из нас. Каждый выходной день и в праздники он поднимается на колокольню и всю округу радует Благовестом и Трезвоном. Помимо этого, он передает свое мастерство ученикам Воскресной школы, у которых, сегодня, кстати, практическое занятие. Да и сам Владимир - выпускник этой школы, отсюда и привела его дорога в храм.
Свою службу в церкви наш собеседник, пономарь с восьмилетним стажем, называет не иначе, как послушанием. Первые уроки мастерства молодой человек получил у отца Александра, но, как признается, было это очень давно. "Когда пришел в этот храм, то здесь все было по-другому. Мы, вместе с моим напарником, стали разрабатывать звоны и всему научились сами: много слушали других звонов, искали специальную литературу в Интернете. И уже потом создали «свой звон». Я считаю, что музыка должна прийти сама собой, родиться внутри человека. Например, мои ученики, знающие все виды перезвонов, на практике уже сами приукрашают свой звон. В этом деле главное - иметь чувство ритма", - рассказывает Владимир.
Конечно, существуют и уроки повышения мастерства звонарей, но пока, к сожалению, у В. М. Беляева нет на это свободного времени. Возможно, если все получится, то он отправится летом в Москву, где получит свидетельство о прохождении курсов.
ПО СТУПЕНЬКАМ К НЕБУ
Перед тем, как отправится на колокольню, Владимир со своими учениками читает специальную молитву для звонарей. Таковы правила. И еще: подняться на колокольню посторонним можно только на Пасху и в Светлую Седмицу либо с благословения батюшки.
А мы тем временем направляемся к лестнице. Конечно, ребята давно уже убежали вперед, а мне, как новичку, пришлось немного повозиться. Почему-то сразу пришла на ум народная мудрость: в храм нельзя "взбегать", в него можно только "восходить". Неслучайно ступени при входе в церковь делали не пологими, ведь предполагалось, что человек, идя по ним спокойно, но не без усилия, будет настраиваться на молитву. Но при подъеме на колокольню молиться начинаешь без лишнего напоминания: ступеньки такие крутые, что каждую из них надо ножками пересчитать. "Осторожнее, здесь можно оступиться и упасть", - мирно наставляет меня звонарь. Чем выше, тем подъем становился все сложнее.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ в номере от 11 апреля 2015 года
Побывала на колокольне О. ХАРЧЕВНИКОВА.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
Отец Николай: "…А меня, "иеромонаха", отправил на кухню"