В рамках декады инвалидов мы побывали в гостях в БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху».
- До 1995 года школа комплектовалась слабослышащими и позднооглохшими учащимися Вологодской области и Северо-Запада Российской Федерации. С 2004 года – учащимися только Вологодской области, - поясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Александровна Куликова. - С 2003 года у учащихся появилась возможность получения среднего общего образования в условиях детской школы, т. е. как 11 классов в массовой школе. У нас сейчас находится на обучении 64 ребенка. Почти все они, за редким исключением, говорящие. Совсем глухих детей в школе нет, все учатся по программе для слабослышащих детей, только одним определена программа с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха (классы первого отделения), а другим – с глубоким недоразвитием речи (второе отделение). Если ребенок идет в школу и не говорит, то, конечно, ему определят программу с глубоким недоразвитием речи. Если ребенок на одно ухо полностью глухой, а на другое у него третья степень тугоухости (самая тяжелая – четвертая степень), то диагноз «Глухота» медики уже не поставят. Ребенок уже является не глухим, а слабослышащим. И задача педагогов школы максимально развить остатки слуха, научить слышать и распознавать звуки. Сложнее всегда с теми детьми, в семьях которых нет потребности в речи, где мама и папа тоже слабослышащие или глухие, и общение идет в большей степени на языке жестов.
- В Вологде есть детский сад № 57, в котором создана разновозрастная группа для детей с нарушениями слуха, - добавляет педагог-психолог школы Ольга Вячеславовна Брагина. Но очень жаль, что эту группу имеют возможность посещать только те дети, которые проживают в Вологде. Наше учреждение может принять детей с 6 лет. Сначала определяем ребенка в подготовительный класс, где он накопит пассивный словарь, где разовьют его артикуляционную моторику, разработают руку для письма и подготовят психологически для обучения в первом классе. С этого года у нас появились платные услуги дефектологов, логопедов, сурдопедагогов и психологов для детей не только с нарушениями слуха, но и речевыми проблемами. Сейчас такие занятия посещают уже 15 детей.
- В школе работает дружная сплоченная команда, которая сопровождает детей, начиная с приема и до выпуска, - рассказывает учитель-дефектолог Светлана Витальевна Верещагина. – Не все дети к нам приходят из детского сада подготовленные. Обучение приходится начинать с азов. Они могут общаться бытовыми жестами, произносить отдельные звуки, знакомые простые слова, но говорят так, как услышали - с ошибками, неточно. Но ребенок-то на самом деле может в этом возрасте гораздо больше. И мы начинаем с самого элементарного – правильно произносить звуки, проговаривать слоги, слова, учим дифференцировать слоговую, ритмическую структуру слова. Даже если ребенок еще не читает хорошо, карточки со словами для глобального чтения являются основными помощниками для накопления словаря, развития речи ребенка с нарушенным слухом. Они должны быть везде, и дома в том числе. Чем раньше ребенок научится читать, тем лучше у него будет развиваться прозносительная сторона речи.
Согласно индивидуальной программе реабилитации, детям раз в четыре года бесплатно выдаются слуховые аппараты – на одно или оба уха. Аппарат не является решением слуховых проблем, им надо научиться пользоваться. Наша задача – развить остаточный слух, независимо от степени его потери. Для начала мы должны добиться, чтобы ребенок просто услышал звук. Для этого есть специальная звукоусиливающая аппаратура. У человека с нарушениями слуха хорошо развиты зрительное и тактильное восприятие, что активно используется в работе.
Образовательная программа школы ничем не отличается от программы массовых школ, но она адаптирована для обучения именно таких детей. Применяются специальные методы, приемы, способы объяснения и подачи материала, увеличены сроки обучения: за пять лет дети получают начальное общее, за шесть – основное общее образование. Обязательны в учебном плане коррекционные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия. Педагоги школы на уроках и внеурочных занятиях пользуются «экраном», это специальное приспособление, позволяющее закрыть губы говорящего и дать детям возможность воспринимать речь только на слух. Многие из обучающихся неплохо считывают с губ, но есть слова, которые артикуляционно выглядят практически одинаково, тут-то и должен сработать слух. В настоящее время появляется все больше слабослышащих детей с кохлеарными имплантами. Кохлеарная имплантация - операция по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения. Таким детям специалисты рекомендуют предъявлять информацию только на слух. Детей с такими имплантами в школе в настоящее время пять человек. По мнению специалистов, если операция проведена в возрасте до двух лет, то ребенок будет развиваться как слышащий.
В прошлом году учреждение по государственной программе «Доступная среда» получило специальное техническое оборудование. Система звукового поля фирмы «Фонак», состоящая из акустической колонки и приемника-передатчика, способствует усилению звука, делает его более направленным и создает эффект приближения голоса педагога к уху ребенка. Таких систем в школе восемь комплектов. Они установлены в кабинетах учителей-предметников старших классов, в кабинете коррекционной работы учителя-дефектолога. Для учеников младших классов поступила другая беспроводная FM-система – это передатчик, который работает с приемниками, снабженными индукционной петлей. На передатчике есть микрофон, через который голос педагога усиливается и передается на слуховой аппарат ребенка. Такая аппаратура есть в каждом классе. Школа приобрела специальные микрофоны с таким же качеством звука, которые удобно использовать как на уроках, так и при проведении общешкольных мероприятий. Мультисенсорный аппарат снабжен световыми сигналами, которые позволяют детям отследить воспроизведение звука. Аппараты с вибрационной составляющей позволяют подключить к восприятию звуков еще и тактильный анализатор.
Спрашиваю: «А как же язык жестов?».
- Язык жестов есть, но он не является в нашей школе основным языком общения, - продолжает Светлана Витальевна. - Наша задача - научить детей разговаривать, общаться речью. И даже при разговоре между собой наши ребята не всегда используют жесты. Но самое главное, что они дифференцируют с кем и как надо говорить – к учителям и другим взрослым людям дети обращаются словами. И даже на переменах у нас нет гробовой тишины – все о чем-то говорят, кричат, спорят. И я бы даже подчеркнула, что не надо бояться общаться с такими людьми, они умеют разговаривать. Только им надо сказать погромче и помедленнее, простыми фразами. Они открыты для общества.
- Наши дети доброжелательны и сострадательны. К ученикам со сложной структурой дефекта они относятся одинаково тепло, принимают всех, у них нет жестокости по отношению друг к другу. Мне кажется, что наши дети - это пример того, как люди должны относится друг к другу: смотри на меня, как на равного, - добавляет Ольга Александровна.
- Со всеми нашими выпускниками мы поддерживаем связь, отслеживаем их судьбу, - рассказывает социальный педагог школы Галина Васильевна Левашова. - И как приятно, когда они приезжают на вечер встречи и рассказывают, что у них все получилось, что все хорошо. Большинство находят себя в жизни, получают высшее образование – в Москве, в Санкт-Петербурге, во Владимире, в Павловске, работают, создают семьи. И очень здорово осознавать, что в этом частичка и нашей заслуги.
Много интересного рассказала нам сурдопедагог, учитель индивидуальных занятий с тридцатилетним стажем Ирина Леонидовна Старикова.
- Люди говорящие и слышащие относятся к речи как к само собой разумеющемуся. Работая же со слабослышащими детьми, понимаешь, что речь - это великий дар, что очень сложно устроен процесс восприятия и порождения речи в нашем организме. Научить глухого говорить – это искусство, синтез научных знаний, интуиции и огромного труда и терпения. Мы работаем над всеми сторонами произносительной речи – речевым дыханием, речевым голосом, звуками, над ритмико-интонационной стороной речи. Используя игровые приемы, начинаем с вызывания речевого голоса, наблюдаем, в какие моменты у ребенка этот голос проявляется, например, во время смеха или какого-то выкрика. Стараемся этот момент подхватить и голос автоматизировать. Задействуем все анализаторные системы ребенка – остаточный слух, зрительное восприятие, тактильно-вибрационные ощущения, развиваем мышцы органов артикуляции, тренируем восприятие звука на слух, приучаем различать правильный вариант звука и дефектный. Сначала контроль происходит из восприятия речи педагога на занятии, потом побуждаем ребенка самого следить за речью.
Для этого используем контроль вибрации крыльев носа (это нужно для коррекции носового оттенка – большинство наших детей говорят в нос), контроль вибрации гортани (чтобы понять - произносится ли звук с участием голосовых связок или без них), для некоторых звуков прикладываем ладонь к области грудины, на звуке «и» вибрация ощущается в области темечка, при смычных звонких задействованы щеки и т. д. Работая с языком, используем зеркало, чтобы видеть свою артикуляцию, рисуем пальчиком на ладони, чтобы показать необходимый нажим, подбираем картинки, чтобы привлечь ребенка к выполнению упражнения. Используем специальную звукоусиливающую аппаратуру, которую можно настроить отдельно на каждое ухо и отрегулировать необходимую частоту. Но мало звук просто «поставить», нужно, чтобы ребенок им пользовался, т. е. постоянно повторять и закреплять, довести до автоматизации. Тут требуется постоянный контроль взрослых и самого ребенка. А чтобы интерес к занятиям не пропал, малейшее достижение ребенка в нашей школе одобряется и поощряется. Все сурдопедагоги нашей школы - люди увлеченные и эмоциональные, без этих качеств в нашем «глухом» деле, как сказал один из величайших умов в этой области, никак нельзя. И успех есть, наши дети - говорят. Что еще важно: родителям не надо терять попусту время, а начинать заниматься с ребенком как можно раньше.
В школе уже много лет и с большим успехом работает студия хореографии и жестовой песни «Вот и мы». Нам удалось пообщаться с руководителем студии Инной Витальевной Головиной.
- По образованию я хореограф. Работала в Грязовецкой детской школе искусств. Перешла сюда, потому что захотела отдохнуть от танцев. Но так получилось, что пришлось вновь окунуться не только в танцы, но и постигать искусство жестового пения. Сначала было очень сложно. Освоиться помогали дети и педагоги.
- Как подбираете репертуар?
- Песни ищу в Интернете, слушаю, думаю, кому из детей они подходят. С жестами помогают дети. Иногда жест - это одно слово, иногда словосочетание, иногда целое предложение. Порой приходится даже что-то переделать, чтобы детям было понятно. Работаем мы слаженной командой. Даю ребятам распечатанный текст песни, учителя индивидуальной работы расставляют с ними ударения, проговаривают слова, потом мы заучиваем текст, попутно работаем над смыслом песни и эмоциями. Ведь многие не сразу понимают, о чем песня. Затем накладываем жесты, а иногда еще и движения. Есть дети, которые на лету схватывают, даже я не всегда за ними успеваю. Мне этот вид пения очень нравится, первое время так вообще сердце замирало – смотрится очень красиво.
- Жесты, которые Вы используете в песнях, дети применяют в обычной жизни?
- Да. У всех детей есть свои разговорные жесты и общепринятые. Но даже они в каждой области могут в чем-то отличаться. Это мы поняли, когда стали много ездить с концертами. Мы очень дружим с Великим Новгородом, Тверью, Костромой, Рязанью, знаем репертуар друг друга.
- Трудно ли научить этих особенных детей хореографии?
- Опять же все зависит от степени тугоухости и сопутствующих диагнозов. Чем тяжелее степень, тем больше проблем с координацией. Они смотрят на тех, кто слышит, повторяют за ними, чувствуют вибрацию от музыки. Так и танцуем. В студию беру всех желающих. Кто-то от природы способный, кто-то берет старанием, кто-то желанием. Нас всегда очень хорошо принимают в других городах. На выезды, конечно, не всех беру. У нас есть основная концертная группа из 12 человек. Постепенно с уходом старших детей коллектив обновляется. В год у нас бывает до 30 концертов – и выездные, и школьные.
Течёт река времени… Но по-прежнему в школе звучат детские голоса, сюда возвращаются выпускники. Значит, школа нужна и школе быть!
Наталья НОСОВА