На Пасху, что будет праздноваться завтра, выпорхнут в небо радостные колокольные звоны из православных храмов нашего района. Верующие только по типу звона могут безошибочно определить, какая служба будет – праздничная или обыденная. И в этом надо отдать должное искусству звонаря, который, словно играючи, управляет колоколом... Чтобы узнать все тонкости этого удивительного ремесла, а главное, воочию увидеть, как рождается божественная музыка, накануне предстоящего праздника мы встретились со звонарем - пономарем храма святителя Игнатия Брянчанинова Владимиром Михайловичем Беляевым.
Сам себе учитель
Владимир - приятный в общении молодой человек. Узнать, что он мастер колокольного звона, довольно сложно. Джинсы, кеды, свитер — восемнадцатилетний юноша одет точно так же, как и большинство из нас. Каждый выходной день и в праздники он поднимается на колокольню и всю округу радует Благовестом и Трезвоном. Помимо этого, он передает свое мастерство ученикам Воскресной школы, у которых, сегодня, кстати, практическое занятие. Да и сам Владимир - выпускник этой школы, отсюда и привела его дорога в храм.
Свою службу в церкви наш собеседник, пономарь с восьмилетним стажем, называет не иначе, как послушанием. Первые уроки мастерства молодой человек получил у отца Александра, но, как признается, было это очень давно. "Когда пришел в этот храм, то здесь все было по-другому. Мы, вместе с моим напарником, стали разрабатывать звоны и всему научились сами: много слушали других звонов, искали специальную литературу в Интернете. И уже потом создали «свой звон». Я считаю, что музыка должна прийти сама собой, родиться внутри человека. Например, мои ученики, знающие все виды перезвонов, на практике уже сами приукрашают свой звон. В этом деле главное - иметь чувство ритма", - рассказывает Владимир.
Конечно, существуют и уроки повышения мастерства звонарей, но пока, к сожалению, у В. М. Беляева нет на это свободного времени. Возможно, если все получится, то он отправится летом в Москву, где получит свидетельство о прохождении курсов.
По ступенькам к небу
Перед тем, как отправится на колокольню, Владимир со своими учениками читает специальную молитву для звонарей. Таковы правила. И еще: подняться на колокольню посторонним можно только на Пасху и в Светлую Седмицу либо с благословения батюшки.
А мы тем временем направляемся к лестнице. Конечно, ребята давно уже убежали вперед, а мне, как новичку, пришлось немного повозиться. Почему-то сразу пришла на ум народная мудрость: в храм нельзя "взбегать", в него можно только "восходить". Неслучайно ступени при входе в церковь делали не пологими, ведь предполагалось, что человек, идя по ним спокойно, но не без усилия, будет настраиваться на молитву. Но при подъеме на колокольню молиться начинаешь без лишнего напоминания: ступеньки такие крутые, что каждую из них надо ножками пересчитать. "Осторожнее, здесь можно оступиться и упасть", - мирно наставляет меня звонарь. Чем выше, тем подъем становился все сложнее.
Перед последней лестницей, ведущей непосредственно на колокольню, Владимир выдает всем специальные наушники для безопасности. "Поначалу мы не использовали их, поэтому долгое время после звона в ушах стоял шум", - рассказывает он.
Выбравшись наружу, хочется осмотреться: вид с высоты птичьего полета впечатляет. Но мы поднимались на колокольню не только для того, чтобы любоваться родными просторами. Главной целью нашего посещения был всё-таки колокольный звон.
Громко, но беспредельно красиво...
Всего на звоннице восемь колоколов: один большой, весом 800 кг, а все остальные идут по уменьшению. Четыре основных колокола, три подзвонка и один благовестный - все вылиты в Тутаеве, Ярославской области. "Восемь колоколов - это основа, чтобы звонить хорошим звоном", - отмечает Владимир. Четвероклассники Миша, Даниил и Матвей уже с нетерпением ждут наставлений своего учителя и готовы приступить к практике.
Конечно, чтобы звонить в столь внушительные по размерам колокола нужно обладать недюжинной силой. Но на этой звоннице все довольно просто: специальные подставочки - дощечки, с привязанными к ним веревками, и столбец, к которому также прикреплены все колокола, позволяют легко управлять божественной музыкой. "Это проще и удобней, да и звон лучше получается. Можно также регулировать темп звона: замедлить или ускорить", - поясняет наш герой.
И вот он, момент истины: колокола звучат! Передать ощущения очень трудно. Слушать мелодию, находясь на земле, не то же самое, что стоять в двух шагах от звонарей и наблюдать за процессом. Звук колокола обволакивает со всех сторон, и кажется, что ты сам участвуешь в этом процессе.
В это же время внизу идет своим чередом размеренная жизнь грязовчан... А наверху дует холодный порывистый ветер, и даже сам воздух пропитывается волшебным звоном. Стоишь, как завороженная... Звон стихает неожиданно, оставляя только гул в ушах… Значит, пора спускаться.
Возвращение на землю
Спускаться вниз намного сложнее, нежели подниматься. Но, видимо, колокольная мелодия придала мне больше уверенности, чем при подъеме.
"Когда ты позвонишь, на душе становится хорошо, какое бы у тебя ни было настроение. Это всегда так", - делится своими мыслями Владимир.
Пару мгновений - и мы уже в храме. Постепенное возвращение в привычную реальность вытесняет волшебство звона, а чувство отрешения от привычного быта исчезает. Жизнь делится на "до" и "после"... Но вдумчивое прослушивание колокольного звона забыть невозможно. Никогда.
Побывала на колокольне О. Харчевникова.