Сегодня разведрота пятого лыжного батальона шла на очередное задание.
Бойцы в маскировочных костюмах, присев перед дорогой, попрощались и выскочили из траншеи.
В лесу было много снега, но, передвигаясь на лыжах, они быстро добрались до опушки леса. Шли, пригнувшись, от куста к кусту. Николай Коноплев знал здешнюю зону и вел себя уверенно. Вдруг совсем близко бойцы услышали пулеметные очереди. Разведчики понимали хорошо язык немецких пулеметов. Они своими очередями сообщали друг другу: «Здесь готовятся к нападению» или «У нас все в порядке». Сейчас пулеметы выбивали дробь. Это означало, что они спокойны.
На сердце полегчало.
В ту ночь группа взяла немецкого «языка».
- Молодцы, молодцы! Офицер нам сейчас очень нужен. Отдыхайте до утра,- радовался командир за возвратившихся живыми мальчишек.
От усталости слипались глаза, и Николай быстро заснул.
Сегодняшнее задание было обычным, но понервничать ребятам все равно пришлось. Ошибись один из них, и все пропало. Хорошо, что группа работала слаженно, как всегда.
Неделю назад разведрота притащила «языка» среди бела дня и вернулась без потерь. Такие задания давались тяжело, нервы, как натянутые струны, были на пределе. Кратковременный отдых давал передышку, и снова группа шла выполнять очередное задание. Рискуя каждый раз своей жизнью, пробираясь в тыл к врагу, разведчики были выносливы, умны и хитры.
Особенно тяжело приходилось бойцам зимой. Спали на снегу, поочередно сменяя друг друга. Долгие часы ожиданий, когда не было возможности развести огонь, помнит Николай Александрович до сих пор. Смерть ходила по пятам, враг был коварен, также хитер и безжалостен.
Не рассказать всего, что переживал солдат на фронте. Бывало всякое, но надеялись на себя и плечо товарища. Благодаря мужеству и стойкости простых, неприметных бойцов, таких, как Николай Александрович, наша страна смогла одолеть фашистскую Германию. Они своей кровью и потом ковали Победу.
Перед последним в его жизни заданием Николай Коноплев волновался.
- Как сердце ноет, ребята.
- Ничего, все будет нормально, Колюха,- подбадривал его друг.
Но интуиция Николая не обманула. Во время обстрела с самолета он был тяжело ранен в живот. Разведрота шла по лесу, и Николай, стиснув зубы, шагал позади всех. Дойдя до ручья, он почувствовал, что ноги его не слушаются, стал перешагивать через дерево и упал.
Бойцы подхватили его, погрузили на лыжи (связав три вместе) и повезли до своих. На месте быстро перевязали, затянув живот, и срочно на лошади доставили в госпиталь.
- Большая потеря крови, серьезное ранение,- выходя от раненого, сказал врач друзьям Коноплева. После этого он, посмотрев документы бойца, вдруг зашел к нему и сказал:
-Ничего, не переживай, паренек, вылечу я тебя, ведь мы с тобой оба вологодские.
И свое обещание сдержал фронтовой врач. Целый месяц лежал на спине Николай Александрович, терпел сильные боли, но огромное желание жить и золотые руки врача победили смерть. Он выжил.
Всю жизнь благодарит Н. Коноплев хирурга, спасшего ему жизнь. Не смог он сохранить адрес врача, об этом переживает. Все время хотел того врача разыскать, узнать, жив ли, как сложилась судьба его земляка.
После ранения Николай Александрович был демобилизован.
О том, как сложилась его послевоенная жизнь, рассказала Лидия Анатольевна, супруга. «Николай жил в Колотилихе, а я в д. Красное Лежского сельсовета. Часто возил он сено через нашу деревню. Мой дом стоял на краю. Проезжая мимо, видел меня в окне. Захотел познакомиться, да стеснялся. На одной из бесед, проходящих в нашей деревне, подошел ко мне и говорит: «Давай с тобой дружить, не убегай». Но я сторонилась его. Через некоторое время пришел свататься ко мне со своим отцом. А я не знаю, что мне делать и отказать неудобно. Положение было тяжелое, мы с мамой жили вдвоем, отец умер. Дом наш требовал ремонта, протекала крыша. «Будь что будет»,- подумала я и ответила согласием. Так вот и живем вместе с тех пор, лучше мужа нечего и желать».
Дом жены отремонтировал солдат, а через некоторое время молодые купили свой, новый и добротный.
Рана, полученная на фронте, тревожила Николая Александровича все время. Заботливая и любящая жена сшила для него специальный пояс, «чтобы при поднятии тяжестей не надрывать живот». О тяжелой работе в колхозе нечего было и мечтать. Работал конюхом, сторожем, но и здесь было не всегда легко. Трудолюбивый, хозяйственный, Николай Александрович помогал не только жене, но и другим женщинам в деревне (после войны было очень много вдов). Приходили к нему за помощью, а он не отказывал. Пахал огороды, точил косы, пилы. Вместе с Лидией Анатольевной занимались разведением пчел, потчевали медом детей, а потом и внуков. Гордятся супруги своими детьми, которых родилось у них пятеро. Старшие уже на пенсии, имеют внуков. Не забывают Коноплевых ни дети, ни внуки - заботятся о них, помогают по хозяйству.
А Николай Александрович оказался настоящим разведчиком. Он долгое время ничего не рассказывал о войне ни детям, ни внукам, был верен слову, данному на фронте (служба в разведроте считалась секретной).
Н. А. Коноплев состоял в партии и вел активную, интересную жизнь, пользовался уважением в колхозе. Он знает не понаслышке цену человеческой жизни, поэтому всегда оптимистичен и жизнерадостен.
Очень приятно видеть супругов, проживших душа в душу более 60 лет. Благодаря труду таких простых русских людей, как Николай Александрович и его жена, наша страна смогла выжить, поднять голову среди разрухи, голода и нищеты в трудные послевоенные годы.
Е. Щучкина