Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Земляки Победители Из поколения сильных духом
Просмотров: 3582, комментариев: 0

Из поколения сильных духом

В Грязовецком районе более семидесяти долгожителей, возраст которых превышает 90 лет. В почтенном возрасте находится и Тихонин Дмитрий Андреевич, проживающий в деревне Хорошево. Наша газета побывала в гостях у Дмитрия Андреевича не случайно. Он ветеран Великой Отечественной войны, человек, который и в преклонном возрасте может многое вспомнить и рассказать. Он пережил все: трудные довоенные годы, суровые времена Великой Отечественной, голод, холод, да мало ли  выпало горя, лихих бед и напастей на долю его поколения.

Человек испытывает особое удовлетворение от прожитой жизни, если его долголетие не противоречит нравственному здоровью. Об этом точно сказал Сенека: «Важно не долго ли, а правильно ли ты прожил». Именно такого принципа придерживался всю жизнь мой сегодняшний собеседник.

У подъезда  меня встретила дочь Дмитрия Андреевича - Чечулина Валентина Дмитриевна. В квартире дверь открыл сын: Павел Дмитриевич. Он каждый год на месяц приезжает из Украины в родные места проведать отца, повидаться с многочисленными родственниками.

Дети всегда рядом, чтобы поддержать, помочь. Благо семья у Дмитрия Андреевича большая, они с супругой Тамарой Николаевной воспитали семерых детей.

Нас воспитала война
- А сколько у Вас внуков и правнуков?- спрашиваю Дмитрия Андреевича, когда мы начинаем беседовать.

- Ой, много и не сосчитать! - смеется он.

Все же со внуками разобрались: помог Павел Дмитриевич.

- А получается внуков 18, а вот правнуков не берусь считать. Много! - заключает он.

- Дмитрий Андреевич, все же как такую семью подняли? Времена-то были непростыми, послевоенными.

- Да, было трудно, что сказать. Я ведь свою жену в 47-ом привез из Архангельска, где после войны служил на флоте. Мы с друзьями стояли на постое у одной женщины, там и впервые увидел свою супругу. Сразу она мне приглянулась. Матери моей хотелось, чтобы я нашел деревенскую девушку, трудолюбивую. Она мне уже дома, в Ярыгино, и невесту подыскала, но я решил слушать свое сердце. Моя Тамара тоже была деревенской простой девушкой. Во время войны работала, как и все, в тылу. А прожили мы вместе с ней, деля радости и беды поровну, 61 год. Дети у нас выросли хорошими, работящими. Начали нам рано помогать по хозяйству. А хозяйство у нас всегда было большое. Скот долго держали, пока силы были.

- Дмитрий Андреевич, сейчас молодежь не хочет работать. Что бы Вы ответили на это молодым людям?

- Работать надо, как мы работали, тогда и дурных мыслей в голове не будет. Своих детей мы с малых лет приучали к труду. Косить на полях для личных нужд нельзя было, поэтому окашивали в лесах. Моя жена пойдет и детей с собой берет, каждому даст по веревочке. Себе накосит ношу большую и им по силам завяжет веревочкой траву. И так в каждом деле. Была телятницей, дети тоже всегда помогали. Пример родителей должен быть обязательно, иначе - пустое дело.

- Дмитрий Андреевич, где Вас застала война?

- Я служил в то время в армии на Северном флоте, под Мурманском, там и принял боевое крещение, ходил на  торпедном катере, был мотористом.

Несмотря на почтенный возраст, Дмитрий Андреевич сохранил пытливый ум и ясную память. О войне осталось много воспоминаний, в основном, яркие, как будто произошедшие совсем недавно.

- Служба на торпедном катере была не из легких. Вот говорят многие, что на войне не страшно. Брешут все! Страшно да еще и как! Ведь молодые  мы были, а противник хитрый и умный,- признается ветеран.

Да,  недюжинное здоровье и мужество необходимо было иметь на войне. Большая нагрузка ложилась на «москитный флот», к которому относили торпедные катера. В отличие от больших кораблей, которые не могли выйти в море из-за сильной минной опасности, катера вели активные боевые действия на вражеских коммуникациях, несли дозорную службу, ставили минные заграждения. Моторист надежно обеспечивал заданный командиром ход, быстро выполнял каждую команду, передаваемую с мостика по машинному телеграфу и переговорной трубе. Навсегда запомнил наш земляк эти быстроходные грозные суденышки. Они отважно шли на сближение с противником, дерзко проводили торпедные атаки и, оставляя позади себя огненные столбы взрывов и тонущие корабли противника, уносились дальше. Их быстрота, смелость, точность не могли не восхищать. Действуя в трудных условиях Заполярья, торпедные катера упорно искали и смело топили вражеские корабли. Дмитрий Андреевич, можно сказать «родился в рубахе». Остался жив, неся такую опасную боевую службу. Хотя все же был ранен один раз, в голову, да и то не лежал в госпитале. Более серьезным было отравление, которое получили однажды матросы из-за аварии в моторном отсеке катера.

- Мы выполняли задание и даже не почувствовали, что сильно угорели. Когда открыли дверь на улицу, мы, молодые, все упали без сознания.  Пришлось на две недели тогда покинуть своих товарищей, - рассказывает бывший моторист.

Мужественно несли свои дежурства торпедные катеры. Из-за отсутствия железных дорог в Северной Финляндии и Северной Норвегии единственным путем, по которому противник доставлял вооружение и продовольствие своим войскам, был морской путь. Вот эту «питательную артерию» врага и приходилось ежедневно прерывать североморцам. Когда бы фашисты ни проводили свои конвои - днем или ночью, в шторм или штиль - торпедные катера неизменно выходили навстречу врагу. Ценой неимоверных усилий североморцы не сдали Мурманск фашистам, стояли насмерть.

С палубы… в поле

Война сделала из вчерашних мальчишек настоящих мужчин. И вот она окончилась, все позади.  В марте  1947 года Дмитрий Андреевич вернулся в родное Ярыгино. Аккуратно, по-флотски уложил в шкаф форму. Конечно, скучал первое время по морским просторам, но работа захватила… Орденом и медалями отблагодарила Родина солдата за ратный подвиг, а сейчас вновь предстояло важное дело: поднимать хозяйство, помогать женщинам в колхозе.

- Я вернулся 17 марта, впереди была посевная. Голод был страшный, ели крапиву, но работали по-ударному, - вспоминает Дмитрий Андреевич.

Бывший моторист торпедного катера стал  бригадиром, но ненадолго. Жизнь остаётся в памяти мгновениями - счастливыми и горестными. Порой они открывают для ума и сердца куда больше, чем какие-либо огромные события. Одно он не сможет забыть никогда.

- Помню в Ильин день рожь поспела. Мы с председателем  решили начать жатву и первый урожай раздали людям. За что и получили от вышестоящего начальства. Но я стоял до последнего. Мне говорят: «В городах люди мрут от голода, а вы тут разбазариванием занимаетесь!». «А что у нас не люди?» - возмущался я.

Отправили молодого бригадира за такой проступок на штрафные работы, на заготовку леса. После этого случая подался Дмитрий Андреевич в МТС. Там на щупленького паренька посмотрели искоса: «Экзамены уже закончились, да и не сдать тебе их!» «Как это не сдать? Сдам!» - ответил он бойко  и сдал на пятерки все, кроме политики, по ней была «4».

- Тогда в комиссии недоумевали: «Ты где научился?». «Война научила» - был мой ответ.

Так стал бывший моряк трактористом. В руках у паренька все горело, справлялся с любой работой, и на втором году он уже был назначен бригадиром тракторного отряда. Всю жизнь проработал  Дмитрий Андреевич на тракторе, был в передовиках, заслужил почет и уважение. Любовь к крестьянскому труду передал и детям. В  «Авроре» трудились и трудятся его дети. Андрей - механиком, Надежда - в детском саду, Любовь уже пенсионерка,  младшая Валентина – главный агроном хозяйства. Сын Николай живет в Кировской области, Павел  - на Украине. Нет в живых только  средней - Галины. Дети не забывают отца, не дают ему быть одиноким.

- Дмитрий Андреевич, поделитесь секретом семейного счастья и долголетия.

- Супруга была моложе меня, я ей уступал. Конечно, были и разногласия, как без них. Все решали вместе, сообща, поэтому и жили дружно. А секрет долголетия, наверное, в том, что я люблю жизнь, вел всегда здоровый образ жизни, не курил, спиртным не увлекался. Главное в ладу с собой жить…

На прощание, конечно, пожелание здоровья. Дмитрий Андреевич смеется: «За 90 перевалил, теперь до 100 жить!»

Живите дольше, уважаемый и скромный человек, а большая семья придаст Вам сил.

В заключение

Уезжаю под впечатлением. Какие удивительно ясные и добрые глаза у человека, повидавшего на своем пути столько трудностей! Вот бы всем иметь такую память и здравый ум в 93 года! Не перестаешь удивляться тому, какой силы и закалки было то поколение. Поколение победителей, вынесших на своих плечах ад войны, тяготы послевоенного лихолетья, вырастивших детей. Они не жаловались, стойко переносили лишения.

Без сомнения, наши бабушки и дедушки оставили яркий след в истории страны. Честь и хвала им за мужество, ратный труд, добродушие, за то, что мы сейчас живем под мирным небом и воспитываем своих детей, их правнуков.

Е. Щучкина.





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС