От дня окончания Великой Отечественной войны нас отделяют семь десятилетий - целая жизнь человеческая! Но интерес к событиям тех лет не исчезает, а возрастает. И одна из главных причин такого интереса - ее значимость для каждой семьи, поскольку все хорошо понимают, что от поступков каждого из наших предков в ту пору зависело будущее семьи и страны.
«Мой родственник (брат деда) Абросимов Николай Иванович, родом из деревни Казаркино Слободского сельсовета Лежского района, член ВКП(б), был призван в Красную Армию 14 сентября 1941 года, - пишет в своем письме в редакцию грязовчанин Юрий Александрович Гурлев. - Он воевал в 3-ем отдельном лыжном батальоне 31-й отдельной лыжной бригады и был представлен к ордену Славы II и III степеней. О Николае Ивановиче знаю от своей мамы Галины Степановны, уроженки деревни Казаркино».
Надо отдать должное Юрию Александровичу - он сумел собрать ряд документов, позволяющих проследить боевой путь Николая Ивановича Абросимова до дня его гибели 25 марта 1945 года. Они-то и стали основой рассказа о фронтовых буднях бойцов прославленной бригады.
Военные пути-дороги привели 19-летнего деревенского паренька на Карельский фронт, где к сентябрю 1942 года были сформированы сразу три армии - 19-я, 26-я и 32-я. 31-я отдельная лыжная бригада вошла в состав 19-й армии, а днем ее рождения считается 25 сентября 1942 года. Правда, поначалу ее название звучало позамысловатей - 31-я отдельная олене-лыжная бригада. Такой боевой единицы не существовало ни в одной армии мира!
Действительно, средством передвижения для бойцов бригады были не только лыжи, но и оленьи упряжки, без которых в суровых условиях Заполярья просто не обойтись. Потому и появилась в бригаде рота ездовых, в основном набранных из ненцев, которые с детства были дружны с оленями.
В Карелии не было сплошной линии фронта - она проходила по укрепленным сопкам. «Белыми скалами линия фронта легла», - говорилось в одной из песен солдат Карельского фронта. Советские лыжники постоянно пользовались этим и незаметно проникали между сопками далеко во вражеский тыл. Вот один из примеров таких действий.
В начале октября 1942 года бригаде была поставлена задача ночным маршем по тундре выйти на фланг противника и оттуда обеспечить проводимую частями 10-й гвардейской дивизии операцию по уничтожению двух опорных пунктов немцев. Бригада вышла в указанный район, умело замаскировалась, а когда немцы подтянули резервы и перешли в контр-атаку против гвардейцев, два наших лыжных батальона внезапным ударом во фланг противника уничтожили до 400 солдат и офицеров 37-го самокатного батальона 137-го горно-егерского полка 2-й горнострелковой дивизии немцев. При этом были захвачены пленные и трофеи. В бригаде с первых же дней ее существования привилось правило - «искать врага в тундре и бить его».
Всего с сентября 1942 по сентябрь 1944 года бригада совершила 43 рейда по тылам противника, уничтожила большое количество немецких и финских солдат и офицеров, доставила 47 пленных.
10, 11, 12 и 13 октября 1944 года шли тяжелые бои по захвату дороги Луостари-Сальми-Ярви. Каждые сутки приходилось отбивать от шести до десяти контратак противника. За участие в этих боях Николай Абросимов получил свою первую награду - орден Славы III степени. Командир 3-го батальона так оценил его действия:
«Тов. Абросимов при разведке высоты Киринвайвинь смело и решительно подходил к траншеям противника, являясь примером для остальных. Ворвавшись в траншею врага, из автомата убил одного гитлеровца.
Неожиданно противник отрезал пути отхода и атаковал разведчиков с тыла. Тов. Абросимов, выполняя приказ командира, без страха шел в контратаку на врага, расстреливая фашистов в упор и забрасывая гранатами. Он уничтожил 4-х гитлеровцев, тут же по пути забрав раненого разведчика с его оружием и вынес с поля боя.
При занятии дороги противника Луостари-Сальми-Ярви действовал также решительно. Будучи в обороне 10 и 11. 10. 44 г., отбивал неожиданные атаки противника, дрался, не щадя своей жизни, огнем автомата убил 7 гитлеровцев.
Несмотря на сильный арт.-минометный и ружейно-пулеметный огонь пр-ка стойко оборонял свой рубеж. В контратаке 13.19.44 г. тов. Абросимов уничтожил еще одного гитлеровца.
Достоин представления к правительственной награде - ордену Славы III степени».
Кстати, за эти бои награду получила и вся бригада - она была награждена орденом Красного Знамени.
С 6 по 28 октября 1944 года 31-я отдельная лыжная бригада участвовала в Петсамо-Киркинесской операции. Как всегда, это были рейды по тылам противника в условиях полного бездорожья. Вот как описывается бой с участием воинов бригады 27 октября: «Форсировав водную преграду через брод, они сразу вступили в бой, ворвались в траншеи противника и отбили 3 контратаки противника, чем обеспечили переправу остальным частям 126-го легкого стрелкового корпуса».
А Николаю Абросимову участие в бою принесло очередную награду. «27 октября 1944 года при форсировании реки он был ранен. Сделав себе перевязку, тов. Абросимов вместе с товарищами вступил в бой и огнем своего пулемета сорвал 3 вражеских контратаки. Тов. Абросимов достоин высокой правительственной награды - ордена Славы II степени». Это строки из наградного листа.
Награда эта оказалась не последней. Приказом по 126-му легкому стрелковому корпусу от 28 декабря 1944 года за успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом героизм и мужество он награждается орденом Отечественной войны II степени.
В том же месяце 31-я отдельная лыжная бригада со станции Кола выехала эшелонами на переформирование в город Грязовец Вологодской области, где в январе 1945 года получила новое наименование - 31-я горнострелковая Краснознаменная бригада.
Воспользовавшись близостью к родной деревне, Николай обратился к командованию за разрешением на краткосрочный отпуск. Такой отпуск ему был предоставлен и, встав на лыжи, он в рекордное время одолел те несколько десятков километров, что отделяли его от родного дом. Понятное дело, появление в деревне фронтовика, да еще целого и невредимого, стало поводом для настоящего праздника.
Сегодня трудно сказать, чем не понравились Николаю его фронтовые фотографии, увиденные им на стене комнаты, но он их разорвал со словами: «Мама, я плохо получился на фотографиях. Я тебе с фронта другие пришлю». Прислать другие фотографии уже не пришлось.
В феврале подразделения бригады выехали на юг, прошли через Закарпатье и вступили в Польшу. 20 февраля 31-я бригада прибыла в село Добра (ныне Силезское воеводство), где 126 легкий стрелковый корпус вошел в состав 1-й гвардейской армии, а затем был переброшен в район Зарад, уже в составе 38-й армии.
С 24 марта бригада участвует в Моравско-Остравской наступательной операции, ведя бои за деревни Габралюдоки, Рай (Roj), Сверкляны-Карта, Мариловицы восточнее города Лослау. Здесь 25 марта ефрейтор Николай Абросимов не вернулся из очередной разведки. Позже было найдено захоронение пяти советских воинов, в том числе и Николая, у деревни Рай.
Немного не дожил наш земляк до Победы, и тем сильнее горечь утраты. Но не будем забывать, что в оставшееся до конца войны время эту участь разделили еще несколько сот тысяч советских воинов. Об этом мы обязаны всегда помнить, и эта священная память должна передаваться из поколения в поколение как залог свободы и процветания нашей Родины.
Подготовил Н. ГУСЕВ.