Истории о подвигах. Они как освежающие капли утренней росы – очищают и избавляют нас от серого налета суетных забот, напоминая о том, что есть еще в человеческом бытии что-то особенное, искреннее и святое. Все мы в неоплатном долгу перед теми, кто 70 лет назад сумел защитить нашу родную землю от преступных посягательств врага. Одним из таких доблестных русских солдат был Василий Иванович Комиссаров. Его единственная дочь Зинаида Васильевна Зимина поделилась с «Сельской правдой» своими воспоминаниями об отце.
Если бы не фашисты
Обладатель звучного имени, которое носил сам Чапаев – маленький Вася и будущий Василий Иванович появился на свет в деревне Шемейкино Грязовецкого района в суровый 1918 год, завершающий кровавую эпопею Первой мировой войны. Кто же тогда мог знать, что передышка от битв и сражений будет совсем недолгой… Вася рос в простой, многодетной семье, рано лишившейся кормильца. Наравне со всеми, «младшенький» сполна хлебнул всевозможных тягот и невзгод. Мама выучила сына невиданному для маленького мужичка мас-терству – плетению кружева (тихонько, исключительно для себя, он будет заниматься этим видом рукоделия и на склоне лет). Пока не выплетет метр кружева, о прогулке да играх на улице нечего и мечтать. А потом настал черед школьных занятий, которые Вася посещал в своей единственной «обутке» – лаптях. В распутицу вольно-невольно приходилось оставаться дома. Ну что ж, это нисколько не мешало его успеваемости на протяжении четырех лет обучения. Правда, дальше постигать науки Василию не разрешила мать: в их деревне была только начальная школа. Куда же отпустишь помощника? В 16 лет юноша приступил к работе на Союзовском маслозаводе в деревне Большое Займище: собирал по населенным пунктам молоко и на лошади отвозил его к месту переработки. Позже выучился на лаборанта, отслужил 2 года в рядах Красной Армии, а затем обрел и личное счастье – 27 февраля 1941 года вступил в законный брак. Жить бы ему с Екатериной Александровной, не расставаясь ни на день, да трудиться на ниве молочной промышленности и впредь, если бы… Если бы не фашисты.
Дошел до Одера
23-летний Василий Иванович был призван на фронт 7 июля. Позже он будет вспоминать: из числа грязовчан, ушедших сражаться с вероломным и коварным фашистом 22 июня, практически никто не вернулся домой. Быть может, небольшая отсрочка, которую получил молодой человек, спасла его от гибели. Он ушел на Ленинградский фронт и пережил смертоносную блокаду северной столицы. До конца жизни Василию Ивановичу не суждено было забыть, как в составе 243-го зенитно-артиллерийского полка он защищал город с крыш высотных зданий Ленинграда, как охранял «дорогу жизни», как потом перешел в наступление и гнал врага до самой Германии. Таким образом дошел до Одера, где, теперь уже для старшего сержанта Комиссарова, командира 76-миллиметрового орудия ЗИС-3 410-го истребительно-противотанкового полка, и завершилась Великая Отечественная война. Однако сама служба в рядах Красной Армии для отца Зинаиды Васильевны окончилась лишь через год: Комиссаров был направлен в Комсомольск-на-Амуре для выполнения поставленных перед ним военных задач.
«Что же ты, Володя!..»
В июне 1946 года старший сержант вернулся домой, к любимой жене, но… в опустевшее гнездо. Не стало его мальчишек: двойняшкам, появившимся на свет в конце 1941 года, не суждено было увидеть своего отца даже раз – малыши скончались от дизентерии в 10-месячном возрасте. В 1947 году, в самую голодную пору, родилась дочь Зина – единственная на всю жизнь отрада для своих родителей. Советский народ потихоньку привыкал к миру, не исключением был и Василий Иванович, который продолжил работу на все том же маслозаводе. Позже ему довелось долго переезжать с места на место. Семья исколесила всю Вологодскую область, и, в конце концов, вновь оказалась в Грязовецком районе. Война давала знать о себе физически: из года в год здоровье Василия Ивановича все ухудшалось. Незадолго до выхода на пенсию он перешел работать контролером в колонию для несовершеннолетних, а уже оттуда отправился на заслуженный отдых. Старший сержант Комиссаров совсем немного не дожил до 88 лет: его не стало в 2005 году. Супруга Екатерина Александровна, единственная любовь Василия Ивановича, умерла в 93 года, немного пережив мужа. Увиденное на фронте настоящий русский воин вспоминал до своего последнего дня, не пряча скупой мужской слезы. Чаще всего он думал и говорил о Володе – своем боевом товарище, улыбчивом молодом человеке, запечатленном с ним на одном из снимков фронтовых лет. Он был ему другом, он стал его спасением. Это было в самом конце войны. Колонна советской техники, совершенно не таясь, с песнями ехала по шоссе. И вдруг начался обстрел. Василий Иванович на ходу выскочил из автомобиля и прыгнул в кювет. Сверху на него упал Володя. Перестрелка кончилась, но товарищ не встал. Выбравшись из-под неподвижного тела бойца, старший сержант Комиссаров увидел, что его друг убит. Очередь прошлась поверху…
В память и на память
Трудно поверить, но за всю войну герой нашего повествования был разве что контужен и ни разу не получил опасного для жизни ранения. Возможно, (и так считал сам Василий Иванович), его берег маленький образок с окладом, икона Николая Чудотворца, которой перед войной солдата благословила его мать. Вскоре Комиссаров вступил в ряды коммунистической партии, но изображение святого не перестал всюду носить с собой в нагрудном кармане гимнастерки. С этой иконкой он и вернулся домой.
Конечно, воспоминаний о военной поре у Василия Ивановича было немало, некоторыми из них он частенько делился со своими близкими. Рассказывал о том, как сидели на Синявинских болотах по пояс в грязи, а с высоток, занятых немцами, по утрам звучала бодрая музыка, и распространялся нестерпимо дразнящий аромат кофе. Но даже с помощью этих приемов фашистам не удалось деморализовать голодных и холодных советских воинов, ибо те знали, за что боролись. А сколько солдат полегло в боях под Синявиным, чтобы только снять блокаду с города и перейти в наступление! Не мог старший сержант Комиссаров забыть и о том, как во время обороны Ленинграда командиры прятали от них зеркала - в таком ужасающем состоянии пребывали бойцы. Кругом гибли люди: падали бездыханные прямо на улицах города, умирали в собственных квартирах. В одной из них бойцы обнаружили тело женщины, прижимавшей к груди крошечный трупик младенца – смерть застала и ту, и другого в отчаянной, последней попытке накормить и поесть… В мае 1945 года война была выиграна нашим народом, и пусть победители возвращались домой не на нарядных автомобилях, а пешком, они доказали всему миру: с советским человеком нельзя не считаться.
Еще во время войны отец Зинаиды Васильевны был награжден медалями и орденами за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Самая первая медаль – «За оборону Ленинграда», к сожалению, была утеряна, но все остальные: медаль «За отвагу», ордена «Славы II и III степени», вместе с другими наградами, полученными впоследствии, бережно хранятся потомками воина. А еще особое место в доме Зиминых занимает старенькая, видавшая виды, гармонь Василия Ивановича. Он частенько брал её в руки по большим праздникам, играл и пел. Особенно ветеран любил фронтовые песни: те самые, что ему довелось разучить на полях сражений, в перерыве между кровопролитными боями, принесшими нашей земле освобождение от оков врага и Победу. Великую Победу.
Ю. Корешкова