Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Земляки Победители Молодость, опаленная войной
Просмотров: 2998, комментариев: 1

Молодость, опаленная войной

«Нет званий заслуженней, нет званий почетнее, чем звание гордое - российский солдат» - поется в современной песне о защитниках Родины, готовых в любое время пожертвовать собой ради матерей, отцов, детей. Все дальше от нас Великая Отечественна война, все меньше живых свидетелей трагических страниц нашей многострадальной страны.

На дворе весна - впереди один из главных и самых торжественных праздников - День Победы. Мы продолжаем рассказывать грязовчанам о простых солдатах, которые в те далекие годы завоевывали мир и свободу, не позволив захватчикам поставить на колени страну с великой историей.
 
Грязовчанина Байраковского Франца Петровича знают многие. Его судьба - непростой путь простого украинского паренька, познавшего горечь утрат, рабскую работу, прошедшего доблестный путь служения Родине, ставшего уважаемым человеком, заслужившего почет и признание.
 
Предки Франца Петровича - поляки, попавшие на Украину в XIX веке. Родился  он в крестьянской семье в 1925 году в украинском селе Довгалевка. «В раннем возрасте я стал работать в колхозе. Все каникулы помогал отцу: пахал на быках, сеял, боронил. В 1940 году, когда ходил в первый класс,  отец умер. Я бросил учебу и пошел работать», - рассказывает Франц Петрович. До сих пор  он не может забыть тот трагический день. Когда отца привезли из больницы, в суматохе забыли привязать лошадей. Одна из них оступилась и попала в погреб, который был без крыши и ограждений. В погребе хранился весь запас картофеля. Пока животное вытаскивали из ямы, большая часть картошки была перемешана со снегом, поэтому перемерзла и пропала. Так семья, потеряв кормильца, осталась и без второго хлеба. Но мир не без добрых людей – сельчане тогда помогли осиротевшей семье.
 
Мать, после внезапной смерти мужа, в 35 лет осталась с шестерыми детьми. Франц был старшим сыном в семье, поэтому вся работа по хозяйству легла на его плечи. «Вскоре после смерти отца умер мой младший брат, которому не было и полгодика. Ребенка застудили, - вспоминает Франц Петрович. - Семья жила тяжело. У нас была всего одна кровать. Спали, в основном, на печке или на полу, на соломе, если она имелась. Укрывались одеждой, которую носили днем».
 
В июне 1941 года, через 25 дней после начала войны, село, где жили Байраковские, попало под оккупацию немецких войск. «В годы оккупации приходилось еще труднее. Держали двух поросят. Одного - себе, другого обменивали на необходимые продукты питания, одежду, обувь. Мать с мясом и салом пешком два раза в год отправлялась в Киев, который находился в 150 километрах от нашего села. Десятидневный поход изматывал ее: она испытывала не только физические страдания, неся тяжелую поклажу, но и душевные, так как дома оставались мы, дети, одни, под присмотром соседей. Разве можно было уследить чужим людям за пятерыми   маленькими детьми?» - с горечью отмечает Франц Петрович.
 
Но самое страшное было впереди. Молодежь из села вскоре после начала оккупации начали отправлять на принудительные работы в Германию. Немцы проводили жестокие облавы, забирая мальчишек и девчат насильно. Франц попадал в руки фашистов трижды. Его отправляли на сборные пункты, районные тюрьмы, но под страхом смерти пареньку трижды удавалось бежать. «Однажды, - вспоминает Франц Петрович, - из дома меня увезли зимой. Ноги были обмотаны какими-то тряпками из мешковины». Но все же украинский хлопец сбежал из концлагеря, пройдя 80 километров в  таком вот подобии обуви. «Следующая облава для меня оказалась роковой, - говорит он. - Отправлен был я в Австрию. В течение нескольких месяцев побывал в двух лагерях. По счастливой случайности попал на работу в крестьянскую усадьбу. 6 гектар земли, 5 коров, 3 - 4 свиньи, куры… Я один выполнял все работы в этом хозяйстве». Пахать, сеять, убирать хлеб, молотить, доить и кормить коров. Не каждый подросток справится с таким грузом, выстоит, несмотря на рабский труд. Наверное, физическая выносливость, трудолюбие, умение делать любую работу еще в отцовском доме и помогли пережить Францу это непростое время. Никогда не забыть Францу Петровичу те душевные страдания, которые принесла ему, совсем еще мальчику, разлука с домом и родными. За любую провинность 17-летнего паренька жестоко наказывали, а строгий распорядок и тяжелая работа не давали передышки. Узником в крестьянской усадьбе он был ровно два года, до апреля 45-го.
 
Долгожданное освобождение и радость обретения свободы…
 
После тщательной проверки Франца Бараковского призвали в армию. Около месяца, до Победной весны, он служил на передовой. В июне 45-го их 15 армия возвращалась домой из Австрии. В августе прибыли в Винницкую область, город Хмельницк. Не трудно представить, как щемило сердце солдата: с родным домом разделяли всего лишь сто километров. Франц поспешил известить родных о своем возвращении письмом, и они, уже не надеясь увидеть его живым, незамедлительно приехали. Конечно, не передать словами ту радость и те слезы счастья, которые внезапно обрушились на Франца и его родных.
 
Служба продолжалась. В 1946 году полк расформировали, Франца перевели в дальневосточную тайгу в лагерь для военнопленных японцев. Да, судьба распорядилась именно так, а не иначе. Бывший раб - рядом с узниками… В лагере Франц прослужил шесть лет сначала в качестве писаря, затем, ведя секретное делопроизводство.
 
Только в 1952 году в звании старшины бравый солдат с орденом на груди вернулся в отчий дом. Стал работать и никогда не думал, что судьба, случай вновь разлучит его с родной Украиной навсегда. Однажды Франц Петрович приехал в Вологду, чтобы навестить двоюродного брата, которого из Воркуты перевели сюда на вольное поселение. В 37-ом Николая, молодого офицера закавказского военного округа, репрессировали. Он был осужден «тройкой» на 10 лет за то, что его тетя в 1913 году уехала на заработки в Аргентину. При встрече Николай попросил Франца остаться: вдвоем как-то легче. Не мог Франц Петрович отказать безвинно осужденному брату - остался.
 
В Вологде хлопцу предложили работу на станции Лежа. Так с заведующего железнодорожным буфетом начал Франц Байраковский свою трудовую деятельность в наших краях. Здесь встретил свою вторую половинку - девушку, которая стала его судьбой. Лора работала на Леже бухгалтером сельпо. После полутора лет дружбы молодые люди создали семью -  Вологодчина стала вторым домом Франца Петровича. После сокращения из Лежской МТС он делал попытку вернуться на Украину. Работая там на заводе, мог получить квартиру, но после года разлуки с женой все же вернулся обратно.
 
Смышленого и трудолюбивого молодого человека на нашей грязовецкой земле не могли не заметить. Семь лет Франц Петрович работал директором маслозавода в п. Сеньга, затем заместителем председателя колхоза, семь лет директором Плосковского спиртового завода. Одновременно занимался и общественной работой. Будучи уже партийным, руководил исполкомом Нефедовского сельсовета. На любой должности был ответственен и болел душой за все, что ему поручали.
 
Неудивительно, что человек, переживший столько испытаний в юности, столкнется с проблемами со здоровьем. В 1975 году, когда Франц Петрович работал директором заготконторы, с ним случился первый сердечный приступ. После выписки из больницы он все чаще стал чувствовать недомогание и тогда всерьез задумался о своем здоровье и смене работы. Устроился Франц Петрович в лесхоз инженером по промыслам, затем трудился на Грязовецком хлебокомбинате. Но и эта работа сказывалась на больном сердце - он переводится на нефтепровод слесарем. С последнего места работы (завхоз больницы) после двух перенесенных инфарктов и инсульта его комиссовали со второй группой инвалидности.
 
Жена Франца Петровича, Лора Васильевна, трудилась всегда на одном месте: 42 года проработала в потребкооперации, куда устроилась после окончания техникума. Лора Васильевна прошла путь от счетовода сельпо до заместителя главного бухгалтера райпотребсоюза.
 
Байраковские воспитали четверых детей. Старшая дочь, Татьяна, живет на Кубани. У нее два сына, оба - офицеры. Ольга - в Ярославле, у нее тоже сын. Старшего сына Байраковских, Юрия, к сожалению, уже нет в живых. Напоминает супругам о рано ушедшем Юрии внук. Их второй сын, Василий, остался в Грязовце, подарил родителям троих внуков. У Байраковских один правнук, вот - вот появится  второй.
 
В любви и согласии прожили супруги 57 лет. Всегда вели свое хозяйство, держали скот. Не сидят сложа руки (если позволяет здоровье) они и сейчас. Вот и в день нашей встречи Франц Петрович угостил меня вишневым вареньем собственного приготовления. «У нас дача, - говорит он,- поэтому до сих пор я еще за рулем».
 
«Мы все и всегда изучаем историю государства, а историю своих родителей, дедов и прадедов, по-видимому, не стараемся» - так написал  в 1996 году в предисловии к своей рукописи Франц Петрович внуку Жене. Дед легко согласился выполнить просьбу внука, который пожелал, чтобы Франц Петрович собрал информацию о родственниках, историю своего рода.  Тогда, вначале 90-х, Франц Петрович вел записи с осознанием ответственности за важность своего рукописного труда для будущих поколений. Так появилась родословная Байраковских, Станкевичей, Гробовиковых и Мыловых. В ней внуки и правнуки Франца Петровича найдут примеры достойной жизни, факты, говорящие о том, что каждый творец своей судьбы до тех пор, пока в нее не вторгнется война.
 
Е. Щучкина




Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС