Лучший материал в номере от 13.11.2018
Ветеран войны вспоминает свою жизнь до, после и во время Великой Отечественной
1 ноября юбилейный день рождения праздновал ветеран Великой Отечественной войны Павел Евгеньевич Феофанов из поселка Вохтога. Ему не дашь 95-ти. Высокий, статный, ухоженный. Разве что слышит плохо и ходит неуверенно - ранение в ногу в далеком прошлом не прошло для него бесследно.
Павел Евгеньевич имеет отличную память и может ясно воспроизвести практически любой день из своей биографии. Он до сих пор помнит не только города, которые проходил и освобождал его полк, но и имена командиров.
Очень волновалась, что заставляю его вновь переживать те страшные годы. «Ну, хватит, наверное», - время от времени прерывая рассказ, повторяет он. И сам же его продолжает. Одно воспоминание рождает другое… И разговор наш от простого перечисления фактов переходит в сторону эмоций, чувств. А это так нелегко: возвращаться, пусть и дорогой памяти, во времена страха, голода, холода. В то время, когда воевал за Родину на родной и на чужой земле, за тысячи километров от дома.
Повестка под бой курантов
Павел Евгеньевич родился и вырос в деревне Вохтога в семье многодетных крестьян. Окончил 7 классов Сидоровской школы и устроился в колхоз имени Ворошилова, что находился в родной деревне. Зимой 1941 года юноша отправился на лесозаготовки от Монзенского леспромхоза, но поработать удалось недолго. 31 декабря Павла вызвали в клуб и вручили повестку в военкомат, что находился в деревне Сидорово.
Так, в первый день нового года Павел Евгеньевич записался добровольцем в ряды Красной Армии и занялся скорыми сборами. До Грязовца призывники два дня шли пешком, ночевали в одной из деревенских школ… А там поездом в Вологду, в 34-й запасной стрелковый полк. После учебки - служба на военно-полевой базе, дальше – отправка на фронт, в Воронежскую область на станцию Анна, где рядовой Феофанов с армейскими товарищами сопровождал вагоны с ценным грузом. После победных сражений Красной Армии под Сталининградом такая необходимость пропала, и часть войск из Воронежа была отправлена под Ленинград. Город все еще находился на осадном положении.
Горячий снег войны
- Погрузили нас в вагоны и повезли. Выгрузили в лесу, а там недалеко – окопы. В окопах месяц жили: русские на одной высоте, немцы на другой, а посередине - минное поле. Тишина вокруг, никто не стреляет. Лишь стоит из окопа вылезти - огонь на поражение, - вспоминает фронтовик.
В конце декабря 1943 года красноармейцы пошли в наступление. Шли до станции Тосно.
- Ночевали в лесу. Немцы стрельбу подняли, но их быстро остановили. Мне с товарищем поручили доставить пулемет в другой полк, - продолжает рассказ Павел Евгеньевич. - Нести его неудобно, тяжелый. За плечами вещмешок с сырым обмундированием. Сушить было негде и некогда. Подходим к назначенному месту - там вагоны горят, перестрелка. Держались немцы долго, а потом стрельба прекратилась… Вдруг крик: «Пулемет сюда!» Немцы из леса выбегают. Хватаемся за пулемет… и тут я резко сажусь на землю. Вмиг меня согрело что-то горячее - кровь тонким ручейком стекала на снег. Встать тяжело - ранение в ногу, а пулемет нужно отдать… Выломал палку и похромал в нужном направлении.
Утро в санбате началось для рядового Феофанова с хорошей новости – Красная Армия взяла Тосно. Раненых по узкоколейке довезли до Малой Вишеры, потом на лошадях до Боровичей Новгородской области. В военном госпитале Павел Евгеньевич провел три месяца. Ленинград к этому времени был уже освобожден.
После лазарета в дивизии отобрали 200 человек и вновь отправили под Ленинград. В лесном массиве располагался военный штаб, в котором и продолжил свою службу наш земляк. Главной задачей полка была организация телефонной связи на протяжении всего заданного маршрута. Летом 1944 года Красная Армия шла освобождать Выборг.
- Наш полк под Выборгом воевал дней десять, - вспоминает фронтовик. - Снаряды рвались беспрестанно, связь не успевали налаживать: в одном месте провод свяжешь, в другом он уже порван. Орудия противника прямой наводкой били по телефонам и рациям.
Когда операция по освобождению была закончена, красноармейцев погрузили на баржу и увезли в эстонский город Тарту. Наши войска шли на Берлин.
«Дьявольски сложная река!»
Так сказал о реке Одер один из военачальников Берлинской наступательной операции. В форсировании стратегичес-ки важной вод-ной артерии принял участие рядовой стрелок Павел Феофанов.
Форсирование реки Ост Одера началось утром 18 апреля 1945 года на подручных плавсредствах, под прикрытием артиллерийского огня и дымовой завесы. Наступать приходилось в сложных условиях.
- Нас отправили к реке следить за телефонной связью. Сражение уже началось - повсюду взрывы, гранаты летят. До меня снаряд не долетел, а вот лошадь ранило. Животное резко рвануло вперед, и я вылетел из седла. Помню, как падал, и надо мной рвались сразу несколько гранат. А потом темнота... - возвращается в прошлое Павел Евгеньевич.
Солдат налетел лицом на деревянный столбик и потерял сознание. Однополчанин привел Павла в чувства и помог забинтовать разрубленное от удара лицо. Вместе дошли до санбата. Врач обработал раны молодого бойца и выписал направление в госпиталь.
- Я в отказ - ходить и говорить могу, значит, должен быть на фронте. Доктор настоял: «Лицо в порядок приведи. Ты молодой, тебе еще жениться нужно», - с улыбкой вспоминает ветеран.
День Победы красноармеец Феофанов встретил в больничной палате. Сразу после выписки был направлен в трофейную роту, перед бойцами которой стояли задачи по очистке полей сражения от боевой техники и вооружения.
Домой в деревню Вохтогу Павел Евгеньевич вернулся 7 февраля 1947 года.
Работал много и усердно
Война закончилась. Теперь русского человека ждали другие подвиги - трудовые. Сельское хозяйство и промышленность нужно было возрождать.
«Тяжелыми были послевоенные времена, люди хлеба хорошего не видели, спасались картошкой», - говорит земляк.
Работы мужчина не боялся. Пробовал свои силы в Минзаге (Министерство заготовок – прим. автора), что в то время в Сидорове находился. Далее ушел в сельпо, затем в совхоз. У него более 40 лет трудового стажа.
Павел Евгеньевич с супругой Анной Васильевной прожили вместе 51 год и вырастили пятерых детей. Его дорогой Аннушки не стало 18 лет назад.
Сегодня ветеран войны живет в семье младшего сына Евгения. Он окружен заботой и вниманием не только детей и внуков, но и правнуков, которые гордятся своим героем-дедом.
От автора
Сколько же выпало вам, нашим любимым дедушкам, нашим добрым бабушкам, лишенным самого святого - детства, юности, молодости. Вы помните даты, помните каждый день той бесконечной войны: «Это сейчас могу забыть, зачем только что встал. А то время, детство и юность, помню чётко, как будто вчера…»
Низкий поклон Вам, Павел Евгень-евич. Спасибо Вам за Вашу и за нашу жизнь. Будьте здоровы. А самое главное - живите! Живите подольше.
Анна Тарасенко