Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Земляки Просто они не вернулись из боя
Просмотров: 1612, комментариев: 0

Просто они не вернулись из боя

Лучший материал в номере от 19.06.2018

«От всей души поздравляю редакцию с Днем Победы, с великим праздником! Я помню слезы моих бабушки, мамы, тети в такой день, их рассказы о том, какую горечь от потери близких им пришлось пережить. У меня дед погиб под Москвой, а дядя - под Сталинградом. Перечитываю со слезами его письма с фронта, они у меня. Дай бог никому, никогда не познать войны и всех бед, которые она несет!»

Это письмо-поздравление мы получили от грязовчанки Галины Валериановны Сиговой накануне 9 мая. Нас очень заинтересовала информация о письмах ее родственников, которые не пришли с полей Великой Отечественной войны. Наша постоянная читательница предоставила нам фронтовые письма и принесла рассказы о своих родственниках.

Балалайка в память о деде

Николай Васильевич Рогулин родился в деревне Ременниково. Сначала был одним из организаторов колхоза «Дружба». «Бабушка говорила, что он первый все отвез в колхозный склад: и плуги, и бороны, и другой инвентарь, и инструменты, и скотину сдал, - рассказывает Галина Валериевна. - Сначала был избран председателем, отлаживал работу. Потом по партийному поручению его перевели в отстающий колхоз в деревню Дор».

Был колхозным активистом и в особом почете как у руководства, так и людей. Умелого председателя отправляли туда, где возникали какие-то проблемы. «Я неоднократно слышала положительные отзывы жителей этих деревень о том, как моего деда ждали на собрании и слушали его выступления, - рассказывает внучка ветерана. - Рассказывала мне о нем в 60-х годах жительница д. Панфилово Мария Петровна Шпагина. Она говорила, что они его очень уважали. Грязовчанка отлично помнит, как хорошо и просто дед им разъяснял положения и задачи. Веселый, говорит, был, жизнерадостный. Тряхнет светлыми волосами и говорит, а все внимательно его слушают».

Николай Васильевич верил и убеждал других, что впереди будет у сельчан хорошая жизнь. И люди верили, работали с настроением. По словам внучки, дед и в праздники был всегда на виду. Отличный балалаечник и весельчак, он умел поднять настроение людям в минуты отхода.

Когда началась Великая Отечественная война, Николай Васильевич, как уже бывалый солдат (прошел Советско-финскую войну - прим. автора), говорил на собрании, что война будет тяжелой, враг силен, не получится шапками закидать, многим придется сложить голову за Родину, за родную землю, за детей… «Победа будет за нами, врага разобьем!» - говорил председатель. Передав колхозное руководство, он ушёл на фронт. Но повоевать ему пришлось недолго.

Наш земляк принимал участие в обороне Москвы. С 5 декабря 1941 года советские войска, разгромив фашистов, перешли в контрнаступление. Николай Васильевич находился на Ржевском направлении. Бои там шли самые ожесточенные, потери с обеих сторон были катастрофические. Один из боёв стал для него последним.

Хионии Степановне о смерти супруга Николая Васильевича, кроме похоронки, было сообщение от земляка, уроженца д. Сафалка Леонида Соболева, который воевал вмес-те с ним. Мужчина так описал последний бой: «Начался такой страшный обстрел, что свету белого не видно было из-за огня и дыма. Мы залегли вдоль железной дороги на Ржев. Николай залег под дубом, чтобы удобней было вести огонь. Начали рядом с нами снаряды падать, голову не поднять. Как стихло, глянул - нет ни Николая, ни дуба. А нам команда «Вперед!» Мы побежали, разглядывать было некогда. Если жив буду, потом расскажу, как мы жили с ним, и место укажу, где он погиб». Но, увы, Леонид тоже навсегда остался на поле боя. Больше о Николае Васильевиче известий не было. Чудом сохранилась фотография, присланная с фронта, да балалайка, которую бережно сберегла его супруга. Это все, что осталось внукам на память о деде…

Очень мечтали дети Николая Васильевича, сын и дочь, узнать место его гибели и побывать там, поклониться да земельки родной положить. Но где он похоронен, неизвестно. Сына уже нет в живых, а дочь Екатерина до сих пор следит за работой поисковиков и за братскими захоронениями на предполагаемом месте боев с надеждой, что вдруг мелькнет родное имя…

«Мама, побывал бы я дома и скушал одну картошинку горячую.Самое любимое мое кушанье!»

Об этом мечтал на фронте Павел Алексеевич Рогулин, дядя Галины Валериевны. От него осталась небольшая часть писем, которые сейчас и хранит племянница.

Призывался на фронт наш земляк из Вологды, где работал на вагоноремонтном заводе. «Так же, как и деду, ему пришлось участвовать в оборонительных боях под Москвой, - рассказывает грязовчанка. - После битвы началась наступательная операция на Калининском направлении. Одновременно развернулись сражения на советско-германском фронте протяженностью 1000 км».

В результате ожесточенных боев 16 декабря Красной Армией был освобожден первый областной центр - Калинин. Павел Алексеевич с бойцами попал в окружение. Как сообщил в письме родственникам, 21 день они были под прицелом немцев. «Лишь было выдано 400 г хлеба. Но дядя пишет, что все-таки командиры вывели их из окружения на родную землю. Какую радость они испытали! И снова в бой… В одном из них дядя был тяжело ранен. Его направили в госпиталь в Калинин, сделали две операции по удалению осколков», - рассказывает Галина Валериевна.

После четырех месяцев лечения боец стал поправляться, из госпиталя его направили на фронт через Москву. Павлу Алексеевичу довелось побывать на Южном фронте, на Сталинградском направлении, об этом рассказывают его сохранившиеся письма.

«Судя по письмам, Павел писал часто, очень беспокоился о своих, переживал, что от них не получает вестей. Знал, что в колхозе жизнь тяжелая, работа на женщинах и детях вся, голодно, - говорит наша читательница. - Почта не всегда доходила до адресата, особенно в начале войны. Дядя в письмах спрашивал о дочери Рите, скучал и переживал за нее».

Еще сохранились письма, которые получала мама солдата Надежда Алексеевна Рогулина. Из треуголок видно, что на фронте было не легче, постоянно не хватало продуктов. «Я помню, как моя бабушка, мама и тетя перечитывали письма, хотя знали их наизусть, и плакали. Плакали не только о Павле, а обо всех солдатиках, которым пришлось сложить головы на полях сражений. И я, перечитывая письма, не могу сдержать слез», - говорит Галина Валериевна.

…Переписка оборвалась неожиданно. Павел Алексеевич погиб в ноябре 1943 года, но вот где - неизвестно.


Выдержки из писем Павла Алексеевича Рогулина.
«Мама, почему ты так долго не была в городе? Мама, приедешь в город, купи ниточек. Немножко валенки подшить. Хомутную иголку купи, прошу, пожалуйста. Мама, хочется с тобой посидеть, поговорить». 29 октября 1941 года.
«Вы меня не забывайте, пишите чаще. Я нахожусь от вас очень далеко. Мама, я пока жив и здоров, а дальше не знаю, что будет дальше. Выдали обмундирование теплое - валенки».
«Мамочка и дорогие Катя, Лида! Шлю вам массу поцелуев. Мама, я жив, только ранен в правую ногу. Сделали две операции. Я сейчас очень болею, мама. Я был в окружении 21 день у проклятых немцев. Не думал, что буду жив. 21 день скучал. Но наши командиры вывели нас на свою родную землю. Мама, много хотел пописать, но не могу. Как начну слово писать, так слезы одолевают с радости, что я вышел из окружения». 25 июля 1942 года.


Подготовила
Оксана Харчевникова





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС