- Башня водонапорная есть, скважина есть, колонки стоят, а воду нам обрезали, - делится наболевшим Александр Михайлович. - Колодцев наделали, а вода плохая в них, а засушливым летом так и вообще пересыхают. Совсем без воды сидим. Дети с Грязовца и Вологды приезжают, так привозят. Лет пять уже так мучаемся.
- А раньше вода чистейшая была, - добавляет староста. - Остановку просил, так сделали. А павильона так и нет – люди стоят на ветру. Говорят, денег нет. Фундамент у единственного каменного дома разваливается. Комиссии приезжали, смотрели. Обещали в следующем году отремонтировать.
Людей на станции по пальцам пересчитать можно. В доме на въезде пенсионер живет, в следующем деревянном доме две квартиры из трех женщина-пенсионерка и ее дочь с сыном-дошкольником занимают, в центральном двухэтажном каменном доме - 8 квартир. Сейчас, зимой, живут три семьи, на лето съедутся все. Чуть подальше еще маленький домик – дачники приезжают. У всех бани, огороды.
Подхожу к скромно стоящей на крыльце женщине. Знакомимся. Галина Николаевна Гладкова (жена старосты) живет на станции давно, с 53-го года.
- Пятьдесят лет отдала железной дороге, работала дежурной по станции. Так здесь и осталась. Все бы хорошо, но до автобуса далеко – надо до Илейкина идти. Коммерческий автобус останавливается у переезда, ходит два раза в неделю. Цена билета до Грязовца 75 рублей в одну сторону. Ездили на Шуйском автобусе, а он сейчас маленький, народу - битком, нас уже не берут. С пятницы по понедельник на нем не уехать. Раньше-то вышел, поезд с Грязовца у нас остановится, сел и до Вологды без проблем доехал. У нас одна дочка да одна внучка. Дочка уже и сама на пенсии. Живут обе в Вологде, там и работают, но приезжают часто. Огород хороший – все, что можно, сами выращиваем. Раньше-то станция большая была, жителей много. Все разъехались. А хозяин мой как был старостой, так и до сих пор общественник. Дорога у нас хорошая. Здесь вдоль путей насыпная, а там до самых дач - асфальтовая. Зимой чуть снегопад – сразу чистят. Автолавка к нам ездит два раза в неделю прямо к подъезду. Продукты всегда хорошие, хлеб мягкий, молочные продукты свежие. Жить можно.
- А чем еще занимаетесь?
- Зимой газеты читаем. Мы много выписываем: и «Сельскую правду», и «Красный Север», и «Российскую газету», и журналы. Телевизор мало смотрим – глаза устают. Курочек держим восемь штук и козочек – яички и молоко всегда свои.
- К Новому году готовитесь?
- У нас внучка этим занимается. Дед елочку принесет, маленькую, чтоб на сервант поставить, она наряжает. Елочку всегда живую ставим – их вдоль дороги полно растет, когда обочины начинают чистить, их срезают просто так. Ставлю в трехлитровую банку с водой и два кусочка сахара бросаю, стоит до Крещения.
Показал хозяин и козочек. Пять штук их оказалось – один Яшка и четыре Розки. Хорошенькие – прелесть! Летом опять забота – сено заготовь, да на выгул своди – сидеть некогда. Для веселья две маленькие собачки – Боня и Жуля.
Ренат Александрович староста трех населенных пунктов – деревни и станции Стеблево и д. Тимонино. В Тимонино зимой только его племянник живет, да дачники приезжают дома проведать и в баньках попариться. А летом жизнь кипит!
- Я электромехаником на железной дороге работал, обслуживал участок от Грязовца до Паприхи. Мне уж 83 в марте стукнет, все депутатствую, - рассказывает староста. - И надоело, вроде, и не бросишь. Есть у меня квартира в Вологде, но туда не поеду. Что там – в четырех стенах в окно смотреть? А здесь хорошо!
Александр Михайлович тоже человек хозяйственный. Огород справный, колодец, баня, дровяник. В сарае 16 кроликов. За полем три пчелиные семьи.
- Для себя меда хватает. Кур летом держал. На следующий год построю теплый сарайчик, снова кур-молодок возьму, чтобы и зимой держать. Жена пока работает в Вологде. На выходные сюда приезжает, супу мне наварит, всего наготовит, а я на хозяйстве остаюсь. Летом сено заготавливаю, пчелами занимаюсь. Три дочери у нас, четверо внуков. Внукам здесь нравится бывать.
Пока с хозяйством знакомились, автолавка подъехала. Продавец Ольга к жителям как к родным относится, переживает, все ли здоровы, все ли закупились, что еще привезти. Оказалось, что Ренат Александрович большой любитель мороженого.
В деревянном доме познакомилась с героической женщиной. Станция для Татьяны – малая родина. Было время – жила в Вологде. С мужем не сложилось, старший сын остался с отцом, а она с младшим переехала поближе к матери. Снимать квартиру в городе было не по карману. Так уже 6 лет и живет. Сама воспитала ребенка: без детских садов и врачей, без мужской помощи, а это в деревне не шутки!
- Сначала было трудно, после города-то, потом привыкла. Жизнь и заставит, и научит всему. На следующий год сын в школу пойдет. На материнский капитал удалось купить квартирку в Грязовце, сделаем посильный ремонт и переедем. Переживаю, как мама одна останется. Хотя у нее сестра здесь, но у тети Иры у самой трое детей – забот хватает. Я сейчас работаю дворником – убираю платформу. Раньше работала в столовой в Лосте. Электричку отменили – добираться стало невозможно. Живу на копейки. На Новый год сын поедет к моей сестре в Вологду, для него там будет праздник. А у меня сейчас более глобальные планы.
Заглянула я и к маме Татьяны – женщина живет в соседней квартире.
Тамара Ивановна Неелова живет в Стеблево с 1977 года.
- Сначала жили в каменном доме, но из-за болезни пришлось поселиться в деревянном. Всю жизнь работала на «железке», последние тридцать лет - дежурной по переезду. Сейчас на пенсии. У меня две дочери – Наталья с семьей в Вологде, Таня здесь через стенку. На лето внуки приезжают. Летом - огород, дрова, вода, заготовки. Банок закатываю много для себя и для дочери. Соки сама варю, грибы и яблоки сушу. Зимой посвободнее, печь протоплю, газеты читаю, кроссворды отгадываю. Кошка Маркиза вечера скрашивает. Так и живем. Привыкли уже.
Конечно, видя переживания местных жителей, мы обратились за комментариями к главе МО Комьянское Нине Евгеньевне Тяпугиной.
- Все проблемы станции я знаю. У меня там очень хороший помощник – староста Ренат Александрович – человек ответственный, деловой, болеющий душой за сограждан. По всем вопросам жители идут сначала к нему, а он уже нам сигнализирует – и по расчистке дорог, и по подвозу воды, и по автолавке. Последнее время на повестке дня у нас был вопрос об установке автобусного павильона возле переезда ст. Стеблево. Знаю, что обещали поставить осенью 2015 года, но в связи с приостановкой финансирования этого сделать пока не удалось. Буквально на днях созванивалась с заместителем начальника Департамента дорожного хозяйства. Этот вопрос я держу на контроле, павильон все равно установим.
Наболевший вопрос с водой так кардинально не решить. Колонки были отключены не просто так по нашему желанию, а потому что водопроводные сети достигли большой степени изношенности и требуют капитального ремонта. Но даже если предположить, что башню и скважину запустить – обеспечение столь малочисленного населения водой таким способом будет для нас очень убыточным. Тарифы возрастут в 10-15 раз. Такого мы себе позволить не можем. Для людей выкопаны колодцы и воду в случае их пересыхания подвозим регулярно.
Автобусное сообщение с городами есть. Ежедневно ходят вологодские автобусы до Шуйского, Спас-Ямщиков, до Хорошева. На них можно доехать до Илейкина и пересесть на автобус Вологда-Грязовец. Грязовецкий автобус делает рейс до Бушуихи по понедельникам и пятницам: в 5.50 выезжает из Грязовца, в 6.45 едет обратно из Бушуихи; в 13.05 выезжает из Грязовца, в 14.00. – из Бушуихи. Больше рейсов при всем желании не сделать, так как никакое предприятие себе в убыток работать не будет. Летом для дачников (большинство из которых вологжане) ходила электричка.
Вопрос с уличным освещением тоже буду решать. Это уже компетенция не района, а скорее, Вологодских электрических сетей.
Наталья Носова