«…ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СЕБЕ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ РЕБЕНКУ»
Детский омбудсмен обратила внимание собравшихся на Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". По ее словам, образовательным учреждениям нужно быть более аккуратными, например, при передаче через электронную почту сведений об обучающихся. «Зачастую школьники со своих домашних компьютеров без всякого согласия взрослых размещают подробную информацию о том, где они учатся и живут, как проводят досуг. К сожалению, российский законодатель пока не предусмотрел никаких мер по защите такой информации. Личные данные, распространяемые самостоятельно детьми, также далеко не всегда контролируются родителями. Между тем, известны случаи, когда молодые люди становились жертвами мошенников, шантажистов и злоумышленников, которые «нашли» их в Сети. Существует один способ по защите личной информации детей – это работа с родителями и лицами, их заменяющими. Только они могут убедить детей, что слишком открытая информация о себе может им навредить. Правовое просвещение и обучение способам защиты в информационном пространстве необходимо проводить как в школах, так и дома», - считает детский правозащитник.
Ольга Александровна рассказала, что университет имени Ломоносова вместе с лигой безопасного Интерната провел социологическое исследование школьников в 11 субъектах РФ. По его данным, 16 % ребят играют в Интернете в азартные игры, 12 % - заходят на сайты террористических и преступных группировок и не специально, а по различным ссылкам, которыми пестрят интернет-страницы. Также детский правозащитник привела данные опроса вологодских школьников (опрос проводился в 36 школах г. Вологды). На вопрос «Каким источником информации вы чаще всего пользуетесь?» - 77 % детей ответили, что компьютером, 24 % - сотовым телефоном, 16 % - книгой, 15 % - телевизором. Книгой как источником информации не пользуются учащиеся 6 школ. Более 2 часов телевизор смотрят 18 % учащихся, более 2 часов в день в Интернете проводят 48 % опрошенных, и более трети школьников полностью доверяют полученным в глобальной сети сведениям. По результатам опроса, Интернет заменяет школьникам живое общение – более 60 % используют его для переписки с друзьями, поиск новой информации ведут 42 %, играют - 28 %, участвуют в конкурсах - 5 %. На вопрос «Как родители воспринимают ваши занятия в Интернете?», «положительно» ответил 41% школьников, «отрицательно» - 33 %, «безразлично» - 26 %. Около 50 % детей понимают, что длительные занятия в Интернете вредны для здоровья, 31 % осознаёт опасность интернет-зависимости, 34 % - считают безопасным или попросту не задумывались над данной проблемой.
ОНЛАЙН-УГРОЗЫ
Неутешительную информацию озвучил также и заведующий детским отделением психоневрологического диспансера в Череповце Юрий Валентинович Афанасьев. «Проблема не стучится в двери, она уже зашла к нам, - с такими словами он обратился к собравшимся, говоря об угрозах, подстерегающих наших детей в глобальной сети. - Защитить детей можно, но делать это нужно сейчас, иначе будет уже поздно».
Нехимическая зависимость. Юрий Валентинович подчеркнул, что свое выступление строит на примерах, встречающихся в его практике. По его словам, в данный момент к алкоголю, наркотикам и курению присоединилась другая разновидность зависимости: нехимическая, которая считается наиболее опасной, потому что она минует стадию физической зависимос-ти организма. Как правило, сначала родители не замечают ничего подозрительного в своих детях. Начинают они бить тревогу тогда, когда физические симптомы компьютерной зависимости налицо: у детей падает зрение, сводит руки, появляются боли в спине, расстройство сна, они пренебрегают личной гигиеной, отказываются выходить из-за компьютера, из дома. Зафиксированы факты смерти детей от истощения. Порабощенные компьютерными играми, школьники отказываются от еды…
Компьютерная игровая индустрия приносит огромные доходы, в том числе и за счет здоровья наших детей. Реальную угрозу несут различные порносайты, которых насчитывается около 300 миллионов. Несмотря на то, что Роскомнадзор ежедневно закрывает десятки тысяч сайтов, на смену им приходят новые. Обилие материалов сексуального характера приводит к искажению взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Многие подростки в соцсетях занимаются виртуальным сексом, что также неблаготворно сказывается на их здоровье и психике.
Виртуальное рабство. Не может не беспокоить и тот факт, что благодаря Интернету, дети могут попасть в виртуальное рабство. Делают это мошенники очень легко и просто. Взяв со странички ребенка его фото, они прикрепляют лицо к обнаженному торсу и отправляют ему с угрозой: если он не вышлет свое фото в обнаженном виде, данная фотография будет гулять по просторам интернет-пространства. Испуганный ребенок, боясь рассказать об этом родителям, фотографирует себя и попадается на крючок к преступникам, пользующимся детской наивностью.
Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Ребенок на веру принимает многие сомнительные идеи, особенно если они грамотно изложены. Например, о том, как лучше покончить с собой или от приема каких таблеток «станет веселее», как без обращения к врачу избавиться от нежелательной беременности и т. д. Этим пользуется немало людей, использующих детей в корыстных и иных личных целях.
Интернет-друзья. При общении в Сети у детей обязательно появляются виртуальные знакомые и друзья. Подобные отношения многим кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы ненастоящим и не может принести реального вреда. Однако это не так. Кроме своих сверстников и интересных личностей, общение с которыми пойдет на пользу, ребенок может завязать знакомство не только с педофилом и извращенцем, но и с мошенником и хулиганом. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением ребенка. Травлю в соцсетях могут устроить одноклассники или знакомые. Если ребенку угрожают или размещают о нем непристойные сведения, родители могут обратиться в полицию, где создано специальное подразделение по киберпреступлениям. Обидчик будет привлечен к ответственности.
Опасность попасть в секту. На свои сайты зазывают детей и представители различных сект. Такие странички привлекают ребят обилием конкурсов. Детям интересно в них участвовать, и они не замечают, как сектанты навязывают им свою идеологию. В результате российские школьники под влиянием подобных идей уже бегут на юго-восток Украины, чтобы… воевать. Или, например, целый класс из Германии отправился воевать в Сирию. Половина ребят, ехавших убивать за идею, навязанную сектой, погибла.
О чём расскажет аватар. О проблемах в жизни ребенка, особенно подростка, родителям могут подсказать аватары, т. е. картинки пользователя. Изображения, призванные персонализировать человека в блогах, на форумах, в чатах, отражают характер, внешность человека, который скрыт под картинкой. По словам Ю. В. Афанасьева, аватары часто показывают, что творится у ребенка на душе. Так, по аватарам можно вычислить суицидальные наклонности подростка, его одиночество среди сверстников или в семье. Иногда дети прямым текстом пишут, что они никому не нужны, никто не хочет их услышать. У психологов применяется термин «аутоагрессия» - агрессия, направленная на самого себя. Аватары с большим количеством острых предметов, клыков говорят не об агрессии подростка, а о том, что он нуждается в помощи. Часто мальчики на аватары надевают различные маски, делая двойную защиту от мира, что свидетельствует о серьезных проблемах ребенка.
Мечты об идеальной фигуре. Большинство девушек мечтает об идеальной фигуре. Здесь им на «помощь» могут прийти многочисленные сайты анорексиков. Если раньше анорексия считалась тяжелой болезнью, то сейчас, благодаря авторам подобных сайтов, можно представить, что она перестала ею являться.
Взрослым необходимо обращать внимание также и на мобильные телефоны своих детей. В данный момент распространены эротические игры, «эрогадания», в которые с удовольствием играют девочки.
«Стрелялки» - путь к жестокости. Безобидные на первый взгляд игры, именуемые «стрелялками», делают из наших детей агрессивных и жестоких людей. Под влиянием таких игр на своих страничках молодые люди начинают размещать видео издевательств над животными, своими сверстниками, снимают такие сюжеты сами. Родителям следует знать, что за подобные деяния их дети могут быть привлечены к уголовной ответственности.
ОПЦИЯ «РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ»
Для ограничения доступа к нежелательному или опасному контенту с настольных компьютеров и мобильных устройств можно использовать дополнительные опции, предлагаемые большинством Интернет-провайдеров. Для этого необходимо обратиться в службу технической поддержки провайдера (телефон данной службы обычно указан в договоре) и высказать пожелание подключения данной услуги. Можно также использовать специальное программное обеспечение и сервисы, среди которых есть некоммерческие версии, например, SkyDNS. На домашних компьютерах можно задействовать антивирусные программы с функцией «Родительский контроль», среди которых также существуют некоммерческие продукты.
Несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми можно столкнуться в Сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации. Поэтому им необходимо прививать навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде. Ребята должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете, и в этом им должны помочь взрослые.
Дети должны:
• критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной связи;
• отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
• избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
• распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
• критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;
• анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
• применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в Сетях.
Подготовила Е. ЩУЧКИНА.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: "Нет 18? Нет газировки!"