Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того Научиться говорить заново возможно
Просмотров: 176, комментариев: 0

Научиться говорить заново возможно

Материал в номере от 28.09.2019

Советы логопеда при восстановлении речи после инсульта

Проблема восстановительного обучения – одно из важных направлений сложной системы реабилитации больного после инсульта. Она имеет социальную и практическую значимость, ведь такие больные выбывают из окружающей их социальной среды, из трудовой деятельности, теряют возможность выражать свои мысли, общаться. Как помочь таким пациентам и возможно ли это сделать в домашних условиях, нам рассказала логопед БУЗ ВО «Грязовецкая ЦРБ» Светлана Александровна КАРПОВА.

- Светлана Александровна, что и почему происходит с речью при инсульте?

- При остром нарушении мозгового кровооб-ращения больной часто теряет способность пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. Различные расстройства речи появляются вследствие нарушения деятельности тех участков мозга или проводящих путей, которые связаны с функцией сложного речевого акта. Больной либо может произнести звуки, но не может связать их в слово; либо слышит речь, но не понимает ее; либо все понимает и говорит, но монотонно, неразборчиво, смазано.

- За счет чего происходит восстановление речевой функции, если участки мозга, отвечающие за речь, поражены?

- Головной мозг имеет компенсаторные возможности. Происходит механизм перестройки нарушенных функций за счет сохранных зон.

- На что нужно обратить внимание на начальном этапе работы?

- Очень важно провести грамотное нейропсихологическое обследование, правильно определить форму речевого нарушения, составить индивидуальную программу речевой реабилитации.

- Могут ли родственники помочь больному, если он находится дома?

- Могут. Но для этого нужно знать специальные приемы, с помощью которых восстанавливается речь. Эти приемы существенно отличаются от логопедической работы с детьми. К занятиям обычно приступают через 1-2 недели. Если с упражнениями затянуть, расстройство речи будет устранить труднее. Но надо помнить, что больной еще очень слаб и быстро устает, поэтому речевая нагрузка должна быть небольшой - не более 5-7 минут в день. Через 2-3 недели - до получаса, повторяя их 2-3 раза в день.

- Дайте несколько простых советов.

- Если нарушение не очень тяжелое, можно медленно и внятно беседовать с больным на интересующие его темы, не затрагивая волнующие ситуации. С помощью таких щадящих бесед у человека восстанавливается способность понимания, постепенно улучшается и сама речь. Родственники должны давать образец фразы, например, «хочу пить», «дай воды», спокойно подсказывать обиходные слова и обязательно ободрять, если больной их повторяет. Когда врач разрешит пациенту садиться в постели, можно давать ему несложные тексты и книги, предложить записывать некоторые слова. Если у больного нарушены движения правой руки и мышечная ее функция восстанавливается медленно, приучайте его писать левой рукой.

При более тяжелой степени моторной афазии больные часто совсем лишаются речи и, как правило, не могут читать и писать. Лучших результатов в их восстановлении на первых этапах удается достигнуть с помощью пения, порядкового счета, то есть наиболее упроченной в памяти автоматизированной речевой деятельности. Сначала пение будет невнятным, главное - не спешить и продолжать занятия. Эти простые приемы очень эффективны и хорошо помогают восстановить речь.

- Какой тактики придерживаться с больными, у которых обнаружена сенсорная афазия?

- В этом случае в первую очередь нарушено понимание речи. Вместе с тем больной много говорит, часто заменяя слова сходными по звучанию, но чуждыми по смыслу; застревает на отдельных словах. Часто такие явления сочетаются с затруднением понимания письменной речи. Как правило, такие пациенты не могут читать и писать и тяжело переживают свое состояние, так как чувствуют, что потеряли речевой контакт с окружающими.

Речь занимающихся с такими больными должна быть лаконичной, с четким выделением основной мысли. Больного надо приучать слушать собеседника, учить узнавать отдельные слова и предметы. Положив перед ним ложку, вилку, соль, попросите: «Дай ложку, дай вилку, дай соль». После чего положите эти же предметы в другой последовательности. Очень выручают в этой ситуации картинки с изображением различных предметов из детского лото. Сначала к картинкам подкладывают подписи с названиями, затем просят больного показать предмет и самостоятельно разложить подписи. Поначалу человек ошибается, но постепенно учится слушать и уже через 5-6 занятий способен справиться с заданием. Так постепенно начинает восстанавливаться и способность читать. Для восстановления элементарного письма больному предлагают списывать названия тех же слов, а позже писать эти названия по памяти. Еще позднее потребуются более сложные методы, которыми владеют специалисты-логопеды медицинских учреждений.

- Чем отличается работа с больными при дизартрии?

- При дизартрии нарушена иннервация мышц речевой мускулатуры (губ, языка, мягкого неба, голосового аппарата, лица и др.). Недостатки голоса, дыхания, звукопроизношения, просодики вызваны парезами и параличами артикуляционных мышц. Логопедическая работа в этом случае длительна и направлена на устранение этих недостатков. При тяжелых формах речи нет совсем, отсутствует даже голос. Тогда применяется логопедический массаж, дыхательно-голосовая и артикуляционная гимнастики, вызывание звуков речи, работа над ритмико-интонационной структурой.

- От чего зависит результат логопедической работы?

- Работа с такими больными проводится длительное время: от нескольких месяцев до нескольких лет. Ее результат зависит от степени поражения головного мозга и степени тяжести основного заболевания, от локализации поражения и формы речевого нарушения, от времени начала занятий (чем раньше, тем лучше), от возраста больного (чем моложе человек, тем быстрее он восстанавливается), от желания самого человека и помощи родных.

- Как родственникам облегчить состояние таких пациентов?

- Страдающие речевыми расстройствами тяжело переживают свое состояние. Их надо щадить, относиться бережно, не упрекать за мнимую невнимательность и ошибки, стараться одобрить даже за незначительные успехи. И, конечно же, на всех этапах работы с такими больными необходимо терпение, систематичность занятий, постоянный контакт с лечащим врачом, который определит возможный объем речевой нагрузки и будет направлять все лечение.

Беседовала Наталья НОСОВА


Комментарии
Для комментирования необходимо авторизоваться.



опрос

СКОРО НОВЫЙ ГОД! НАМ ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ, КАК ГРЯЗОВЧАНЕ СОБИРАЮТСЯ ОТМЕЧАТЬ ЭТОТ ПРАЗДНИК. ГОЛОСУЕМ!
Все опросы

Анонс номера

Реклама

СП приобрести газету
Теплицы-скребков
Работа
ПФР
ФСКН
ФНС