Материал в номере от 28.09.2019
Советы логопеда при восстановлении речи после инсульта
Проблема восстановительного обучения – одно из важных направлений сложной системы реабилитации больного после инсульта. Она имеет социальную и практическую значимость, ведь такие больные выбывают из окружающей их социальной среды, из трудовой деятельности, теряют возможность выражать свои мысли, общаться. Как помочь таким пациентам и возможно ли это сделать в домашних условиях, нам рассказала логопед БУЗ ВО «Грязовецкая ЦРБ» Светлана Александровна КАРПОВА.
- Светлана Александровна, что и почему происходит с речью при инсульте?
- При остром нарушении мозгового кровооб-ращения больной часто теряет способность пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. Различные расстройства речи появляются вследствие нарушения деятельности тех участков мозга или проводящих путей, которые связаны с функцией сложного речевого акта. Больной либо может произнести звуки, но не может связать их в слово; либо слышит речь, но не понимает ее; либо все понимает и говорит, но монотонно, неразборчиво, смазано.
- За счет чего происходит восстановление речевой функции, если участки мозга, отвечающие за речь, поражены?
- Головной мозг имеет компенсаторные возможности. Происходит механизм перестройки нарушенных функций за счет сохранных зон.
- На что нужно обратить внимание на начальном этапе работы?
- Очень важно провести грамотное нейропсихологическое обследование, правильно определить форму речевого нарушения, составить индивидуальную программу речевой реабилитации.
- Могут ли родственники помочь больному, если он находится дома?
- Могут. Но для этого нужно знать специальные приемы, с помощью которых восстанавливается речь. Эти приемы существенно отличаются от логопедической работы с детьми. К занятиям обычно приступают через 1-2 недели. Если с упражнениями затянуть, расстройство речи будет устранить труднее. Но надо помнить, что больной еще очень слаб и быстро устает, поэтому речевая нагрузка должна быть небольшой - не более 5-7 минут в день. Через 2-3 недели - до получаса, повторяя их 2-3 раза в день.
- Дайте несколько простых советов.
- Если нарушение не очень тяжелое, можно медленно и внятно беседовать с больным на интересующие его темы, не затрагивая волнующие ситуации. С помощью таких щадящих бесед у человека восстанавливается способность понимания, постепенно улучшается и сама речь. Родственники должны давать образец фразы, например, «хочу пить», «дай воды», спокойно подсказывать обиходные слова и обязательно ободрять, если больной их повторяет. Когда врач разрешит пациенту садиться в постели, можно давать ему несложные тексты и книги, предложить записывать некоторые слова. Если у больного нарушены движения правой руки и мышечная ее функция восстанавливается медленно, приучайте его писать левой рукой.
При более тяжелой степени моторной афазии больные часто совсем лишаются речи и, как правило, не могут читать и писать. Лучших результатов в их восстановлении на первых этапах удается достигнуть с помощью пения, порядкового счета, то есть наиболее упроченной в памяти автоматизированной речевой деятельности. Сначала пение будет невнятным, главное - не спешить и продолжать занятия. Эти простые приемы очень эффективны и хорошо помогают восстановить речь.
- Какой тактики придерживаться с больными, у которых обнаружена сенсорная афазия?
- В этом случае в первую очередь нарушено понимание речи. Вместе с тем больной много говорит, часто заменяя слова сходными по звучанию, но чуждыми по смыслу; застревает на отдельных словах. Часто такие явления сочетаются с затруднением понимания письменной речи. Как правило, такие пациенты не могут читать и писать и тяжело переживают свое состояние, так как чувствуют, что потеряли речевой контакт с окружающими.
Речь занимающихся с такими больными должна быть лаконичной, с четким выделением основной мысли. Больного надо приучать слушать собеседника, учить узнавать отдельные слова и предметы. Положив перед ним ложку, вилку, соль, попросите: «Дай ложку, дай вилку, дай соль». После чего положите эти же предметы в другой последовательности. Очень выручают в этой ситуации картинки с изображением различных предметов из детского лото. Сначала к картинкам подкладывают подписи с названиями, затем просят больного показать предмет и самостоятельно разложить подписи. Поначалу человек ошибается, но постепенно учится слушать и уже через 5-6 занятий способен справиться с заданием. Так постепенно начинает восстанавливаться и способность читать. Для восстановления элементарного письма больному предлагают списывать названия тех же слов, а позже писать эти названия по памяти. Еще позднее потребуются более сложные методы, которыми владеют специалисты-логопеды медицинских учреждений.
- Чем отличается работа с больными при дизартрии?
- При дизартрии нарушена иннервация мышц речевой мускулатуры (губ, языка, мягкого неба, голосового аппарата, лица и др.). Недостатки голоса, дыхания, звукопроизношения, просодики вызваны парезами и параличами артикуляционных мышц. Логопедическая работа в этом случае длительна и направлена на устранение этих недостатков. При тяжелых формах речи нет совсем, отсутствует даже голос. Тогда применяется логопедический массаж, дыхательно-голосовая и артикуляционная гимнастики, вызывание звуков речи, работа над ритмико-интонационной структурой.
- От чего зависит результат логопедической работы?
- Работа с такими больными проводится длительное время: от нескольких месяцев до нескольких лет. Ее результат зависит от степени поражения головного мозга и степени тяжести основного заболевания, от локализации поражения и формы речевого нарушения, от времени начала занятий (чем раньше, тем лучше), от возраста больного (чем моложе человек, тем быстрее он восстанавливается), от желания самого человека и помощи родных.
- Как родственникам облегчить состояние таких пациентов?
- Страдающие речевыми расстройствами тяжело переживают свое состояние. Их надо щадить, относиться бережно, не упрекать за мнимую невнимательность и ошибки, стараться одобрить даже за незначительные успехи. И, конечно же, на всех этапах работы с такими больными необходимо терпение, систематичность занятий, постоянный контакт с лечащим врачом, который определит возможный объем речевой нагрузки и будет направлять все лечение.
Беседовала Наталья НОСОВА