Материал в нометре от 28.04.2020
Я хочу рассказать о своём отце. Мой папа Сергеев Валентин Александрович 18-летним юнцом, не дожидаясь повестки, добровольцем ушёл на фронт. Весь его боевой путь от Волхова до Кёнигсберга описан в книге бывшего начальника штаба 13 стрелкового полка подполковника в отставке Василия Абросимова.
Папа принимал участие в боях по прорыву блокады Ленинграда, форсировал Нарву, освобождал Латвию и Польшу, штурмовал Кёнигсберг. Был ранен, сбегал из медсанчасти, а получив контузию, не покидал поле боя. Множество орденов и медалей получил он за боевые заслуги. Подробные сведения мы, дети, узнали из книги Василия Абросимова «Солдатский характер».
Отец не любил рассказывать о своих подвигах, а мы были маленькие и не интересовались. Солдатский характер был проявлен в воспитании сына (он служил в Польше) и пятерых внуков, которые все до одного прошли армейскую службу, отдавая долг Родине. Внуку Михаилу довелось воевать в Чечне. Он, получив тяжелейшее ранение, оказался в плену. Считался без вести пропавшим. Сильно переживал дед за внука, а его родители кинулись на поиски сына, объезжая кишлаки и аулы в Чечне. Дошли до Басаева. Состоялся обмен пленных. Михаил 11 месяцев находился на волоске от смерти в госпитале Ростова-на Дону.
Проводив Михаила в армию, папа так и не дождался его, не узнал о дальнейшей судьбе внука. Совсем немного не дожил отец до 50-летия Победы, хотя в последнее время ждал этого дня больше всего в жизни. В свои 72 года он мечтал побывать на параде.
Повзрослев, мы понимаем и осознаём, что мало уделяли внимания своим родителям, не ценили их трудовые и боевые заслуги. Маме тоже довелось испытать трудное, голодное и холодное время с самого детства. Её отца арестовали и расстреляли, оставив мать с шестью детьми на руках. Позднее мой дед был оправдан. Но это уже другая история.
В акции «История в лицах: наши герои» я принимаю участие, чтобы наши дети, внуки и правнуки понимали, какой ценой досталась Победа, благодаря кому мы живы и празднуем 9 Мая. Пусть молодые внимательнее и добрее относятся к старшему поколению. Чтобы не пришлось, как нам, приходя на могилу своих родителей, просить прощения за всё, что не успели сделать для них при их жизни. Не надо много труда и времени, чтобы обнять, поцеловать, признаться в любви и поинтересоваться здоровьем. Сейчас можно, не выходя из дома, в любую минуту поговорить по телефону и увидеть по скайпу близких, даже вопреки большому расстоянию. Самое главное - это внимание, любовь и забота о них.
Не забывайте родителей, дедов и прадедов. Знайте свою родословную. Это наш долг - сохранить историю.
С уважением ветеран труда
Т. В. Кокоянина, д. Слобода
Отрывок из книги В. Абросимова «Солдатский характер»
Он работал поваром в студенческой столовой в Молочном. А когда в конце 1941 года попал в 13-й стрелковый полк 2-й стрелковой дивизии, стал разведчиком. Выбрал его мой помощник по разведке капитан Владимир Меняелов не случайно. Сергеев выделялся подвижностью, аккуратностью в обмундировании, весёлым нравом, собранностью. На вопрос «Кто хочет пойти в разведку?» - не задумываясь, первым вышел из строя.
Валентин Сергеев за короткий срок стал любимцем разведчиков. Этому способствовала отчасти его гражданская специальность. Дело в том, что разведвзвод размещался в блиндажах, еду часто получал сухим пайком. Сергеев научил ребят готовить просто и быстро. Но главное было всё-таки в его храбрости, находчивости, в общем - в его солдатском характере.
Вот только два эпизода его боевой биографии. В июле 1942 года, когда полк находился в обороне, был получен приказ комдива взять «языка». Сделать это было поручено фронтовой разведке. Две недели наши разведчики изучали противника: вели наблюдение за передним краем, выясняли режим несения караульной службы, расположение огневых точек, пути движения патрулей.
И вот настал день испытания. Действовали ночью, а июльские ночи коротки. С наступлением темноты наши сапёры проделали проход в заграждении, разминировали подходы к переднему краю противника и залегли у забора с тем, чтобы по возвращении наших разведчиков вновь заминировать эти проходы.
Группа захвата из пяти человек быстро и бесшумно проникла на немецкий передний край. Её надёжно подстраховывала группа прикрытия.
Моросил тёплый летний дождь. Это было на руку разведчикам. Из блиндажа вышел здоровенный фриц, вооружённый автоматом и ракетницей. Шёл он в направлении нашей засады. Сергеев, возглавляющий группу захвата, решил брать этого здоровяка. Сергеев оказался немного позади фрица и, подражая сове, подал сигнал нашим разведчикам. Немец обернулся, а в это время двое разведчиков сбили его с ног, заткнули рот кляпом, завернули в плащ-палатку и быстро потащили к проходу в нейтральную зону. Чтобы наверняка обеспечить операцию, Сергеев рванул к блиндажу и в освещённую дверь метнул противотанковую гранату.
По сигналу Сергеева наша артиллерия открыла огонь по заранее пристрелянным целям, прикрывая отход разведчиков.
Удачное начало послужило хорошим стартом. В последующие годы разведвзвод под командованием Сергеева неоднократно брал «языков», выполнял другие ответственные задания. Разведка действительно была глазами и ушами командования полка.
Другой случай относится к более позднему периоду. Это было в Восточной Пруссии, в так называемых Мазурских озёрах. Наш полк наступал. Обстановка быстро менялась. Штаб полка едва успевал за наступающими батальонами. В момент очередной передислокации штаб попал в окружение. На выручку пришёл Сергеев с разведчиками. Было их человек двадцать. Внезапные и стремительные действия решили судьбу боя.
Родина высоко оценила боевые заслуги Валентина Александровича Сергеева, наградив его орденами Красной Звезды, Славы III степени, медалью «За боевые заслуги», другими медалями.