Из одного металла льют медаль за бой,
медаль - за труд.
Уже много написано о страшных годах Великой Отечественной войны, но это лишь небольшая часть воспоминаний, которые никогда не изгладятся из памяти переживших войну, из памяти тех, кто, несмотря на ужасные условия, помог защитникам Отечества выстоять и победить. Победа в той войне - это общая победа. Победа солдат и тружеников тыла. Без сна и отдыха одни работали, терпя невзгоды и неустроенность, другие - безусыми мальчишками вставали в строй, чтобы защитить свой дом от вероломного врага.
Родная деревня Николая Ивановича Морозова, Семенково, прежде насчитывала 120 домов, сейчас - это пустырь. Отец умер рано, поэтому все заботы о воспитании детей легли на плечи матери Николая - Августы Александровны. «С 12 лет после окончания четырех классов, - вспоминает он, - я уже тянул свою трудовую лямку: боронил, пахал, сеял. Земля-матушка нас и кормила. В 49-ом пошел в ФЗО учиться на строителя. В конце мая 41-го по распределению отправили нас в Челябинскую область, город Златоуст».
Как у многих его сверстников, самая прекрасная пора жизни - юность - совпала с войной. Не пришлось молодому парню и дня поработать по специальности: мобилизовали на военный завод, где он трудился токарем с июня 41-го по ноябрь 1942 года. 23 ноября, как только пареньку исполнилось восемнадцать, его сразу же призвали в армию. Со сборного пункта в декабре месяце отправили на фронт. Старый солдат до сих пор помнит свое первое боевое крещение: «13 января как сейчас вижу: мы необученные, слепые котята. Я служил связистом на первом Белорусском фронте. В тот день меня послали по воду. Только ушел, немец припустил из минометов - все вмиг превратилось в ад. Идти не знаю куда, воду вылил и стою в растерянности. А кругом ... Кому ногу оторвало, кто ползет весь в крови. Кое-как добрался до части по гусеничному следу, полз по-пластунски, валенки полные снега. Встретившийся мне солдат, видя мою растерянность, сказал: «Ну, сынок, давай сухарики доедим». Нам положено было по два сухаря и картошка мороженая. Подкрепились…. Помню, что в немецком блиндаже засело 46 человек. Наш танк разворотил накат из бревен, немцы выкинули белый флаг, а их офицер на наших глазах застрелился. Таков мой первый день на войне, от него идет отсчет фронтовой жизни».
Работа связиста была не только опасна, но и очень ответственна. Всю войну не расставался он с верной своей подругой - катушкой кабеля, весившей 12 килограмм. Николай Иванович рассказывает: «Наша часть была в резерве главного командования - где прорыв, туда и нас бросали. Мое дело - налаживание связи с огневой точкой и наблюдательным пунктом. Иногда кабель приходилось тянуть по воде, а сколько времени проводили в снегу или лежа на сырой земле…»
Николай Иванович форсировал шесть рек. Был на Курской дуге, где стояли полгода в обороне. Фронтовик перечисляет места боевых действий, освобожденные города, их достопримечательности: Львов, Варшава, Люблин, Рейхстаг, Александр плац, Бранденбургские ворота… В памяти солдата живы фамилии сослуживцев, ребят, оставшихся лежать на полях сражений рядом с обрывками того самого кабеля: «Косолапов… охотник был за самолетами. Чирков… убило в траншее разрывным снарядом…. Вообще-то я не думал вернуться живым, уж очень смерть всегда близко ходила. И домой матери почти не писал. Однажды командир, вызвав меня к себе, отчитал за это. Да, меня Бог как-то хранил. Всего одна контузия, ранен не был даже. Много пришлось пережить в первое время службы, ведь мы не представляли, что такое война. Когда освоились, стало легче. Бывало и по неделе голодали, особенно весной. Распутица. Уйдет машина за продовольствием - неделю нет. Счастье, когда раздобудем где-нибудь зерна, сварим и без соли съедим. Терпелив русский солдат! А еще и куриная слепота одолевала многих. В 43-ем это было, повели нас в баню и я неожиданно свалился в траншею. Сейчас не помню, как долго длилась слепота, но пришлось тяжело. Как выполнять боевые задачи, когда после захода солнца ничего не видишь?»
А воевал наш земляк хорошо, был смел и отважен. За боевые заслуги и проявленное мужество он отмечен заслуженными правительственными наградами: медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны. Третья награда так и не нашла солдата. С орденом Красной звезды уже в послевоенные годы вышла довольно загадочная история. «Вызывают меня в Грязовце в военкомат и говорят, что ищет меня орден, - поясняет Николай Иванович. - Стали ждать, но все напрасно. Навели справки, оказалось, что Н.И. Морозов, призванный Златоустским военкоматом, орден уже получил. Интересно, что кроме Ф.И.О. и дата рождения совпала. Вот ведь как бывает».
В свои восемьдесят шесть бравый солдат помнит полное наименование места службы: 13 армия, 4-й артиллерийский корпус, 12 дивизия, 32 гаубичная бригада, 469 полк. По окончании войны до 47-го служил он в Германии, где получил специальность радиста. В звании сержанта вернулся домой через восемь долгих лет разлуки. А дома голод, у матери куска хлеба нет. То, что привез из Германии, быстро кончилось. Ни денег, ни продуктов - пришлось один раз съездить в Эстонию за мукой и зерном. Билетов не было, ехал парень на крыше. Как живой обратно вернулся и сам не знает. Опять Бог хранил: за зерно и муку убить могли в любой момент, сбросив с крыши вагона.
Стал Николай трудиться в колхозе, а затем в Грязовецком райтопе на заготовке леса, где его поставили десятником. Здесь, в лесу, и встретил фронтовик свою судьбу - красавицу Анну. Девушка работала наравне с мужчинами. «Он был брокером, принимал у нас лес, обмеривал дрова. В 48-ом году мы и поженились», - говорит супруга. Анна Александровна была из соседней деревни, и ее Николай привел в дом к матери. Вскоре молодые купили домик, подремонтировав его, стали, как говорит мой собеседник, детей наживать. Анне Александровне в военные годы тоже досталось: на хрупкие плечи женщин, стариков и детей лег тяжелый крестьянский труд. Работали сутки напролет, за сном не гнались, недоедали, в 5 утра уже ехали в лес, шли на поля, фермы, приближая долгожданную Победу. Два раза девушку посылали на аэродром, три зимы работала в лесу - приходилось заменять ушедших на фронт мужчин.
Начинали супруги жить небогато, как все. Работали много - оба ветераны труда. У Николая Ивановича 40 лет стажа в колхозе, был бригадиром, разнорабочим, на пилораме трудился, пожарником. Жена всю жизнь отдала колхозу и родила любимому мужу десятерых детей. Семеро сыновей, три дочери - вот их единственное богатство. Откуда брались только силы? Женщинам в колхозах не было поблажек: не предоставляли тогда даже декретного отпуска, бабушек тоже не было рядом. Просто верили в лучшее после великих испытаний войной. Молодым хотелось наверстать упущенное время, и народ-победитель с большим энтузиазмом строил светлое будущее. Силы давали… дети. Старшие помогали по хозяйству, нянчились с младшими - в больших семьях всегда живут дружней. Корова стала кормилицей Морозовых на долгие годы. На такую семью одной буренки не хватало - держали две. Дружно трудились на сенокосе, имели большой огород. Благодаря скотинке, хозяйству, удалось всех детей выучить, хотя и трудно приходилось. Дети вышли - утешение во всем, радость, надежда и опора Морозовых. Создали семьи, имеют свои дома. Три сына и дочь живут в Грязовце, два - во Фролах, сын и дочь в Вологде, в Ярославле - дочь и сын.
В 1986-ом Морозовы перебрались в Грязовец. Их домик, стоящий на углу, выделяется особой ухоженностью, чувствуется рука рачительного хозяина, который до сих пор сам управляется с грядками, торопя начало нового дачного сезона. Хоть и не все удобства в доме, но все-таки есть отопление и вода.
А деревенское гнездышко так и стоит на малой родине. Пока здоровье позволяло, ездили на лето. Теперь остались лишь воспоминания. Многие, наверное, поймут это неуемное желание обоих супругов. «Хоть бы на крылечке родного дома посидеть…», - со слезами на глазах признаются они.
Для детей родители - самые лучшие. Они уважают их, это уважение передалось внукам (их 16) и правнукам (их 10). Где бы ни жили Морозовы, их дом полон гостей. Всех встречают, привечают, устраивают на ночлег. Жалуется хозяйка, что перенесенный инсульт не позволяет как прежде встречать дорогих гостей горячими пирогами. Пирогов нет, но есть душевное тепло и материнская забота.
За плечами этих уважаемых людей - достойная жизнь и судьба. Оглядываясь на прожитые дни, супруги отметили важную составляющую их семьи. Главное - доверять и помогать друг другу. А любовь? Она приходит сама собой. Вот таков секрет семейного счастья. Подтверждение этому - 63 года совместной жизни. Добрые чувства друг к другу супруги сохранили до сих пор, это видно по их взглядам, глазам.
В канун Дня защитника Отечества хочется низко поклониться этим добрым людям за то, что в тылу и на фронте своим трудом, ценой своей жизни отвоевали нам, потомкам, мирное небо. Дай вам Бог здоровья и любви близких.
Е. Щучкина